Семинары

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – органическое поражение мозга и мозговых структур (оболочек, сосудов, нервов), возникающее вследствие механического повреждения головного мозга.

В результате механического воздействия происходит разрыв или повреждение нервных волокон, что приводит к нарушению передачи нервного импульса. Такие повреждения могут возникнуть в различных зонах мозга, отвечающих за речь, слух, восприятие, внимание, память.

Поэтому у разных людей в результате ЧМТ могут возникнуть разные проблемы – с памятью, вниманием, восприятием и узнаванием. Результатом черепно-мозговых травм часто становятся нарушения мышления, эмоциональной сферы (депрессия, раздражительность), нарушения слуха, письма, счета, чтения и речи.

Большинство таких нарушений могут быть компенсированы. После лечения ЧМТ, полученного в стационаре, пациент нуждается в реабилитации (устранении последствия черепно-мозговой травмы), направленной на восстановление утраченных функций.

В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» состояние каждого пациента оценивает междисциплинарная команда специалистов. Врачи оценивают проблему комплексно, каждый с точки зрения своей специализации. В диагностике последствий ЧМТ используются различные методы функциональной диагностики. Весь процесс вашей реабилитации будет проходить под контролем опытного врача невролога. Он изучит анамнез, назначит обследование и консилиум врачей, подберет медикаментозную и сопутствующую терапию, будет контролировать ход реабилитации.

"Восстановительное обучение можно начинать в любой период, однако первый год после травмы и выхода из острого состояния является наиболее важным для достижения максимальных результатов"

Кривцова Юлианна Павловна,
Врач невролог
первой категории

Обследование

Врач-невролог

Реабилитация после ЧМТ начинается с приема врача-невролога. Врач проводит осмотр, изучает уже имеющуюся медицинскую документацию (выписка, заключения КТ, МРТ) и при необходимости назначает дополнительное обследование. Это могут быть функциональная диагностика, компьютерная диагностика, лабораторные исследования и обследование пациента другими специалистами. Объем необходимого обследования невролог определяет индивидуально в каждом отдельном случае.

Цель обследований – оценить объем, степень и вид нарушений, возникших в результате травматического воздействия. По результатам такого комплексного обследования (диагностики) врач сможет назначить терапию и разработать реабилитационный маршрут.

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма позволяет оценить функциональное состояние биоэлектрической активности головного мозга на предмет выявления или исключения патологий функционирования в отдельных его участках.

УЗДГ

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы, шеи назначается для оценки степени артериального и венозного кровотока, исключения косвенных признаков венозной и внутричерепной гипертензии, диагностики ангиоспазма сосудов.

Окулист

Невролог может назначить дополнительную консультация врача-окулиста с целью исключения патологии со стороны глазного дна. Застойные явления на глазном дне могут служить свидетельством гипоксии головного мозга, что очень важно для подбора медикаментозной терапии.

Нейропсихолог

С помощью специальных методов нейропсихологической диагностики нейропсихолог выявляет нарушения в работе высших психических функций, возникшие в результате черепно-мозговой травмы. Специалист оценивает состояние памяти, внимания, мышления пациента, а также состояние его эмоциональной сферы (наличие агрессии, раздражительности, депрессии) – именно с выявленными в ходе обследования проблемами нейропсихолог будет работать в процессе нейрореабилитации пациента.

Логопед

Логопед оценивает состояние речи пациента в случае, если она повреждена.

Лечение

На основании проведенного комплексного обследования и установлении степени повреждения высших психических функций врачом-неврологом назначается индивидуальная программа нейрореабилитации: как необходимая медикаментозная терапия, так и восстановительные занятия с нейропсихологом и логопедом.

В качестве эффективного инновационного метода лечения невролог может назначить метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Эффективность ТМС доказана как зарубежным, так и российским опытом.

Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на пораженные нервные клетки коры головного мозга, что на порядок ускоряет восстановление функции участков головного мозга, утраченных в результате травматического воздействия.

ТМС может быть назначена как монотерапия, так и работать в комплексе с медикаментозной терапией.

Симптомы ЧМТ при недавнем ударе головой

  • Головные боли,
  • Головокружения,
  • Потеря сознания даже на несколько секунд,
  • Засыпание в течение первых двух часов,
  • Тошнота, рвота,
  • Нарушения зрения: резь в глазах, смещение (раздваивание) изображения,
  • Шум в ушах,
  • Ретроградная амнезия (после удара из памяти пострадавшего могут выпасть события длительностью от нескольких секунд до 2-х часов).

Симптомы ЧМТ, произошедшей в результате удара головой в прошлом (иногда спустя 3-5 лет)

  • Частые головные боли,
  • Нарушение сна и/или цикла «сон/бодрствование»,
  • Нарушения зрения,
  • Нарушение когнитивных функций (нарушение памяти, концентрации внимания, утомляемость, сложности с соблюдением последовательности действия и др.).

Инсульт – это острое нарушение кровообращения участка мозга вследствие ишемии (блокировка сосуда тромбом) или кровоизлияния (разрыв сосуда), приводящее к разрушению нервных клеток.

В результате нарушения снабжения нервных клеток кислородом и другими питательными веществами происходит их гибель. В зависимости от локализации очага инсульта у пациента могут развиваться различные двигательные и психические дисфункции.

Чаще всего у пациентов, перенесших инсульт, возникают расстройства речи (афазия, дизартрия), письма (аграфия), чтения (алексия), счета (акалькулия), мышления, нарушения двигательной сферы (парез, апраксия), восприятие (агнозия) а так же нарушения памяти, внимания и эмоциональной сферы (депрессия, апатия). Тем не менее, благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность – формирование новых нейронных связей - утраченную функцию можно вернуть путем регулярной тренировки и восстановительного обучения.

Диагностика

Для этого необходимо в максимально ранние сроки после случившегося инсульта приступить к диагностике нарушений, степени их выраженности и локализации в мозге. Современные методы диагностики, такие, как МРТ, Эхо-ЭГ, вызванные потенциалы и ЭЭГ позволяют максимально точно определить поврежденные зоны головного мозга. Батарея нейропсихологический тестов позволят установить выраженность нарушений высших психических функций.

Лечение

В лечении и реабилитации необходим междисциплинарный подход – наблюдение различными специалистами. В восстановлении нарушенных функций мозга важно регулярное выполнение индивидуально подобранных мероприятий. Помимо занятий с логопедом-афазиологом или нейропсихологом, в реабилитации также показаны массаж, остеопатия, рефлексотерапия и транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Врачи нашего Центра разработали комплексную Программу по восстановлению утраченных или нарушенных психических и двигательных функций пациентов после инсульта "Инсульт: первые шаги".

Весь процесс реабилитации проходит под кураторством опытного врача-невролога. После комплексного обследования невролог оценивает результаты обследования и с учетом рекомендаций специалистов разрабатывает реабилитационный курс, включающий в себя как медикаментозную, так и функциональную терапию.

Нарушения чтения во взрослом возрасте могут развиваться по нескольким механизмам: нарушения чтения вследствие трудностей овладения навыком чтения в детском возрасте (дислексия); нарушение чтения вследствие поражения коры головного мозга во взрослом возрасте (алексия); нарушения чтения, входящие в состав более обширного нарушения речи (афазии).

Дислексия

Дислексия является следствием особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Как правило, трудности овладения чтением у детей возникают вследствие задержек психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ОНР), но так же существуют данные о том, что сложности овладения чтением могут возникать как следствие переучивания «левшей» на «правшей». Чаще всего, к взрослому возрасту проблему чтения удается решить по средством занятий с логопедами, дефектологами и учителями, однако известны случаи дислексии во взрослом возрасте в том числе и у успешных знаменитых людей (Том Круз, Мерилин Монро).

Алексия

Алексия – это нарушение уже сформированного навыка чтения, которое может иметь различные проявления: невозможность «узнавания» букв, трудности составления слов из букв, трудности понимания смысла прочитанного. Симптомы алексии зависят от того какой участок коры головного мозга пострадал вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы и того, нарушение какой высшей психической функции (пространственная функция, слухоречевая память, зрительное восприятие) лежит в основе нарушения чтения. Алексия часто сочетается с нарушениями речи (афазии) и нарушениями письма (аграфия). Диагноз «алексия» редко бывает самостоятельным. В качестве отдельного диагноза «алексию» ставят пациентам, у которых нарушения чтения не связаны с нарушением речи (афазией) или выражены намного сильней, чем афазия (легкая степень афазии при выраженных нарушениях чтения).

Нарушения чтения, наблюдающиеся при грубых нарушениях речи (афазия), по своему механизму соответствуют основному речевому диагнозу (моторная, сенсорная, амнестическая, динамическая, акустико-мнестическая, семантичечкая афазия). Возможности чтения в подобных случаях, как правило, соответствуют возможностям устной речи.

Лечение

Преодоление нарушений чтения во взрослом возрасте – комплексная междисциплинарная задача, лежащая в сфере деятельности таких специалистов как: невролог, логопед и нейропсихолог. Врач-невролог на основе анамнеза и наблюдения, используя данные нейровизуализации (КТ, МРТ) и функциональных методов диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) определяет особенности функционирования нервной системы пациента. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение, направляет пациента на консультации специалистов смежных областей (офтальмолог, психиатр, терапевт), назначает физиотерапевтические процедуры, массаж, остеопатическое лечение. Логопед и нейропсихолог определяют качество и степень нарушения чтения, на основе данных комплексной нейропсихологической и логопедической диагностики составляют программу развивающего обучения, проводят коррекционно-восстановительные занятия.

Нарушения мышления, возникающие в результате негативного воздействия на нервную систему (ЧМТ, инсульт, ишемия головного мозга, токсическое воздействие, онкология).

Чаще всего характеризуются снижением способности пациента к анализу информации, невозможности правильно классифицировать то, или иное событие, продуктивно разрешить ту, или иную жизненную задачу. Мышление такого пациента становится «приземленным», «конкретным», пациенты перестают понимать переносный смысл фраз, перестают оперировать абстрактными понятиями.

Проявление нарушений мышления

Все это характеризуется «снижением операции обобщения». Пациенты испытывают выраженные сложности с объединением отдельных предметов, феноменов и понятий в группы по ведущему признаку, а так же сложности с выделением этого ведущего признака, необходимого для правильного умозаключения. Так, например, на вопросы типа «что общего у тигра и слона?», пациент с органической патологией головного мозга ответит, что «у них есть четыре лапы», либо «они живут в Африке», тогда как нормативным ответом на подобный вопрос будет - «они животные». Разумеется, выраженность подобного снижения может быть разной, глубина нарушений выясняется после тщательной диагностики, сбора анамнеза и анализа состояния человека до и после заболевания.

При работе с подобными пациентами используют методики на классификацию понятий, поиск отличий, исключение лишнего, подбор аналогий, интерпретацию пословиц, поиск последовательностей и т.д.

Еще одним видом нарушения мышления может быть «искажение операции обобщения». Такое нарушение возникает не только при органических поражениях головного мозга и часто встречается при таких расстройствах как депрессии и психозы. Такие пациенты начинают мыслить своеобразно, используя «какую-то свою» логику. При сохранной возможности построения правильных умозаключений, они предпочитают делать выводы исходя из собственных, субъективно значимых предпосылок. Так, при ответе на вопрос «что общего у тигра и слона?», такой пациент скажет, что «у них общее желание сбежать из зоопарка», или «они не любят пить морскую воду».

Диагностика и лечение

Занятия по восстановлению мышления проводит нейрореабилитолог или нейропсихолог, под контролем лечащего врача. На этапе диагностики оценивается общее соматическое и психическое состояние пациента, в случае необходимости, назначается медикаментозное лечение, рассчитывается оптимальная для пациента нагрузка.

В зависимости от данных диагностики, характера и степени выраженности нарушений, пациенту назначаются занятия с использованием индивидуально подобранных методик и элементов когнитивного тренинга.

Нарушения письма, вызванные патогенным воздействием на нервную систему взрослого человека, проявляющиеся в виде невозможности пользоваться письменной речью при сохранной общей и мелкой моторике называют аграфией.

Проявление нарушения письма

Аграфия – это полный или частичный распад навыка письма, проявляющийся в виде невозможности написания слов разной слоговой сложности, отдельных слогов и даже букв, трудностях согласования слов, пропусках букв, слов и предлогов. Подобные ошибки не относятся к орфографии или грамматике языка, их нельзя исправить с помощью изучения правил правописания. Пациенты с подобными нарушениями не удерживают последовательность букв в слове, путают буквы по фонетической («г/к», «о/ё»), моторной («п/т»; «ц/щ») и оптической («н/п»; «к/х») близости. Часто пациенты не могут что-то написать, потому что «не понимают, как это делается». У пациентов распадаются представления о связи букв и звуков, составление слогов и конструирование слов из букв становится невозможным.

Аграфия может выступать как изолированное нарушение, но чаще встречается в составе более широких синдромов, таких как афазия. В таком случае характер нарушения письменной речи будет соответствовать характеру нарушения речи в целом. Так или иначе, нарушения письма разнообразны и требуют четкого понимания структуры нарушения для построения адекватного и продуктивного процесса реабилитации.

Диагностика и лечение

Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановительным обучением при нарушениях письма, являются логопед-реабилитолог или афазиолог и нейропсихолог.

В ходе работы с подобной категорией пациентов, в зависимости от качества и степени выраженности нарушения, используются упражнения на списывание отдельных слов и букв; выбор из образца и расстановка пропущенных букв в словах и текстах; конструирование слов из предложенных букв; проводятся занятия со стимульным материалом по типу прописей; предлагается разложить подписи под соответствующими картинками; ведется работа над восстановлением письма за счет прописывания «упроченных» слов (собственных биографических данных, географических названий и т. д.). В каждом отдельном случае задания подбираются, а иногда и разрабатываются индивидуально.

Работа с пациентом ведется после всестороннего обследования, включающего осмотр врачей различного профиля (невролог, кардиолог, психоневролог, терапевт), функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) и под контролем лечащего врача. Отдельно рассчитывается уровень допустимой когнитивной нагрузки для каждого пациента и ведется контроль его соматического состояния.

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений "заикание" относится к категории "нарушение использования средств общения", то есть заикание - это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину "заикание" часто используется понятие "логоневроз", однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса. Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией. Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название - логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте. Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями. При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится - речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Дизартрия – речевое нарушение, характеризующееся затрудненным произношением или искажением слов, слогов, звуков.

Различают виды дизартрии по месту локализации очага поражения (бульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая), по ведущему синдрому заболевания (спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая) и по степени тяжести логопедических нарушений (1-4 степени). Речь пациента с дизартрией звучит непонятно, невнятно и нечленораздельно («каша во рту»), иногда с носовым оттенком, возможно повышенное слюноотделение. Также, дизартрия может сочетаться с другими неврологическими расстройствами, такими, как парезы рук и ног, когнитивные нарушения.

Причины

Дизартрия возникает у взрослых людей вследствие органических поражений головного мозга: травмы, нейроинфекции, опухоли, хирургических вмешательств, инсульта. Органические поражения приводят к нарушению иннервации и подвижности артикуляционного аппарата: дыхательных и лицевых мышц, мягкого неба, языка, губ. Артикуляционная моторика может сопровождаться повышением или понижением тонуса мышц.

Диагностика

Диагностика дизартрии проводится неврологом и логопедом. Важно выяснить, какое органическое поражение привело к развитию дизартрии, используя инструментальные методы диагностики и нейровизуализации – ЭЭГ, КТ и МРТ. Логопед позволит установить объем и степень речевого дефекта, проведя различные функциональные тесты. Лечение дизартрии заключается в логопедической коррекции и реабилитация.

Лечение

Занятия с логопедом или дефектологом включают в зависимости от степени поражения включают в себя тренировку, упражнения, логопедический массаж, дыхательная гимнастика. К реабилитации относится фармакотерапия (ноотропные, витаминные препараты), лечебный массаж, рефлексотерапия, остеопатическое лечение, Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). В случае сочетания дизартрии с когнитивными или психологическими расстройствами может понадобиться наблюдение психолога или психиатра.

Афазия – нарушение речи, как высшей психической функции, вызванное поражением коры головного мозга.

Причиной возникновения афазии могу быть: нарушения мозгового кровообращения (инсульт, ишемия головного мозга), черепно-мозговая травма, онкологические заболевания, перенесенные нейроинфекции, заболевания токсического генеза.

Классификация афазии

Речь, как высшая психическая функция может быть нарушена по разным механизмам. Нервные клетки, обеспечивающие работу различных компонентов речевой системы, расположены в разных отделах головного мозга. Таким образом, механизм нарушения речи при афазии зависит от того, какой участок головного мозга пострадал в результате вредного воздействия.

Различают несколько видов афазий:

  • Динамическая афазия – поражение задних лобных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене программирования речевого высказывания и речевой инициативы);
  • Эфферентная моторная афазия – поражение премоторных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене организации серийного артикуляционного движения и внутреннего проговаривания);
  • Афферентная моторная афазия – поражение теменных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене поиска артикуляций для отдельных звуков);
  • Сенсорная афазия – поражение передних височных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене понимания звуков речи);
  • Акустико-мнестическая – поражение средних височных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (сужение объема слухоречевой памяти и восприятия);
  • Амнестическая афазия – поражение теменных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение «памяти на слова»);
  • Семантическая афазия – поражение теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене понимания пространственных отношений – предложные и грамматические конструкции).

Разные типы афазий могут давать внешне схожую симптоматику и дифференцируются только после углубленного обследования. Точная диагностика типа речевого нарушения необходима для составления адекватной программы восстановительного обучения. Часто встречаются смешанные типы афазий – сочетания нескольких видов одновременно.

Диагностика и лечение

Так как афазия является следствием тяжелого заболевания нервной системы, оказывающего сильное влияние на общее соматическое состояние организма - процесс лечения пациентов с афазией сложен и многогранен. В первую очередь необходимо привести пациента в стабильное соматическое состояние, позволяющее переносить педагогические нагрузки и усваивать информацию.

После преодоления острого периода за состоянием пациента следят врачи - невролог, кардиолог и терапевт, при необходимости назначаются консультации смежных специалистов (психиатр, окулист, оториноларинголог, гастроэнтеролог, нефролог). Периодически назначаются функциональные исследования - ЭЭГ, УЗДГ.

Как только пациент обретает достаточно сил и энергии для проведения реабилитационных мероприятий, к работе с ним подключаются логопед и нейропсихолог - специалисты, занимающиеся диагностикой состояния и развитием пострадавших высших психических функций (речь, мышление, память, восприятие, праксис).

Очень часто подобные пациенты нуждаются в прохождении курсов остеопатического лечения, лечебного массажа и физиотерапии.

В качестве перспективного физиотерапевтического воздействия при работе с пациентами с органическими поражениями головного мозга выделяют Транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Это неинвазивный метод, позволяющий стимулировать нервные клетки в пострадавших участках головного мозга, что приводит к их активации и включению в процесс обеспечения речи и других высших психических функций. Метод безболезненный, не имеет побочных эффектов и не требует никаких усилий со стороны пациента, что позволяет работать с самыми тяжелыми пациентами на тех стадиях, когда подключить к работе логопеда не представляется возможным. Также метод хорошо себя зарекомендовал как дополнение к работе нейропсихолога и логопеда. Реабилитационная работа на фоне проводимой транскраниальной магнитной стимуляции более эффективна и дает более значимые результаты.

Причины нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, возникающие вследствие поражений головного мозга: инсульты, черепно-мозговые травмы, энцефалопатии различного генеза (токсического, травматического, вирусного), а также в результате перенесенных онкологических заболеваний, могут иметь разное течение и проявления. Механизм нарушения речевой функции может быть двух типов, в зависимости от локализации поражения – кора головного мозга либо подкорковые отделы..

Симптоматика речевых нарушений

При поражениях подкорковых отделов головного мозга нарушается иннервация речевого аппарата, появляются ограничения подвижности органов речи (губ, языка, мягкого неба), происходит дискоординация процессов речевого дыхания и произношения, нарушается мышечный тонус органов артикуляции. В результате этих нарушений речь пациента становится невнятной, неразборчивой, часто появляется назальный оттенок, голос становится слабым и маломодулированным. Подобное речевое нарушение называется – дизартрия. Основным проявлением нарушения речи при дизартрии во взрослом возрасте являются произносительные трудности.

При речевых нарушениях, возникших в результате поражения коры головного мозга, речевая функция нарушается как система. В зависимости от пострадавшего участка коры и той функции, которую он обслуживал, нарушения речи будут иметь свою специфику. Такие пациенты могут потерять возможность понимать речь (при сохранности слуха), правильно произносить слова и отдельные звуки (при этом мышечная иннервация не страдает), подбирать необходимые слова, конструировать фразы, согласовывать члены предложения. Нарушение речи при поражениях коры головного мозга называется афазия. Речь таких пациентов может быть представлена отдельными звуками, постоянно повторяющимися словами или звукокомплексами, либо «словесным салатом» из хаотичного набора звуков и слов. При определенных видах афазий пациенты испытывают трудности с самим «запуском» процесса говорения или подбором отдельных артикуляторных движений, необходимых для произнесения тех или иных звуков.

В ряде случаев имеют место сочетанные нарушения речи, при которых афазия сопровождается дизартрией и наоборот.

Восстановление речи

Реабилитацией и восстановительным обучением пациентов с речевыми нарушениями занимается нейрореабилитолог под наблюдением лечащего врача-невролога. Невролог проводит обследование, включающее функциональную диагностику – ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы. Далее врач расписывает схему медикаментозного лечения назначает, назначает физиотерапевтические мероприятия, рассчитывает адекватную состоянию пациента логопедическую нагрузку.

Нейрореабилитолог, в свою очередь, определяет тип и качество речевого нарушения, разрабатывает индивидуальный коррекционный маршрут по восстановлению речи.

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».

Программа разработана на основе клинических рекомендаций и протоколов Министерства здравоохранения РФ.

Актуальность программы объясняется трудностями диагностики целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу. А также необходимостью применения междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие специалистов нескольких направлений при работе с каждым пациентом.

Аутизм: ошибки диагностирования.

Очень часто аутизм диагностируется ошибочно.

Происходит это потому, что под определение «аутизм» (а точнее, «ранний детский аутизм», РДА, так как диагноз «аутизм» может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте) попадает общий набор поведенческих симптомов. Основные (но не все) из которых:

  • выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям),
  • определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение),
  • чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде),
  • изменения эмоционального фона,
  • замкнутость,
  • ограниченность интересов,
  • сложности взаимодействия с окружающим миром,
  • нежелание играть со сверстниками,
  • нежелание общаться со взрослыми,
  • недоразвитие или отсутствие речи.

Если ребенок ведет себя определенным образом (а тем более в его поведении отмечаются сразу несколько специфических черт), то с большой долей вероятности ему может быть установлен диагноз «аутизм». И при этом неважно, какая именно патология лежит в основе такого поведения, диагноз зачастую устанавливается, не учитывая причины возникновения патологии.

Несмотря на то, что в современной медицине и коррекционной педагогике есть большое количество диагностических методик и алгоритмов, ситуации «подмены» одного нарушения другим случаются нередко.

РАС и РДА – не одно и то же.

Прежде всего, уже внутри самой категории «аутизм» недопустимо использование знака равенства между диагнозами РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра).

РДА имеет, минимум, три или четыре признака из всей симптоматики аутистического спектра. Как правило, это трудности взаимодействия с другими людьми, даже самыми близкими, а также невозможность выражения собственных эмоций. Речь таких детей также имеет свои характерные черты: эхолалии, аграмматизмы, отсутствие местоимений, штампованность, интонационная монотонность. Если такие дети и начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой.

РАС, на первый взгляд, проявляется очень похожими чертами. Но при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Несмотря на то, что РАС и РДА имеют похожие проявления, они абсолютно различны в части самой природы нарушения. В отличии от РДА, РАС не является самостоятельным заболеванием как таковым, и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой-либо причины, существовать не может. И фатальная ошибка диагностирования может стать основанием того, что РДА будет приписан тем детям, которые на самом деле аутизмом не страдают.

РАС также можно «спутать» с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям. Начиная с 4-4,5 лет, сенсорная алалия может выглядеть подобно аутистическому спектру. Почему так происходит?

Мутизм.

В основе мутизма лежит классический невроз. Физически здоровый ребенок без каких-либо органических патологий и отклонений в интеллектуальном развитии — не говорит: не отвечает на вопросы, не показывает свою способность говорить в принципе. Выглядит это так, словно ребенок сознательно «дал обет молчания».

Чаще всего, состояние мутизма появляется у обидчивых, чувствительных и ранимых детей. Но и позитивный, открытый ребенок может замкнуться и замолчать, если ему пришлось столкнуться с неожиданным раздражителем: психотравма, неожиданный испуг, резкая смена окружающей обстановки. Различают тотальный мутизм (ребенок не говорит ни при каких обстоятельствах), избирательный (проявляется только в определенных местах или с отдельными людьми), фобический (ребенок боится выглядеть неприглядно) и депрессивный (на фоне общего снижения активности, мрачности).

Очень важно понимать, что при всей внешней схожести симптомов, все это абсолютно разные заболевания. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит, в первую очередь, от того, насколько верно установлен диагноз.

Сенсорная алалия – нарушение с аутоподобными проявлениями.

Сенсорная алалия проявляется нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Ребенок не понимает обращенной речи. Если объяснять на простом языке, у ребенка-алалика нарушено восприятие речи – речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов, все фонемы сливаются в одну. Он не может воспринимать обращенную к нему речь и, как следствие, не понимает самого смысла вербального общения. В конце концов он привыкает обходиться без речи.

Таким образом алалия «маскируется» под РАС. Поведение ребенка приобретает аутоподобные черты, а именно все те же: проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, нежелание играть со сверстниками и общаться со взрослыми и т.д.

И в случае сенсорной алалии, и в случае расстройства аутистического спектра обязательно будет присутствовать органическое поражение центральной нервной системы. Но структура дефекта при РАС будет принципиально отличаться от алалии.

Выводы:

Аутизм – медицинский диагноз и ни в коем случае не может быть установлен только логопедом.
Существует множество органических заболеваний, которые имеют схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно дифференцировать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция. К сожалению, не всегда один невролог (или один психиатр) в одиночку может оценить уровень высших психических функций.
Диагноз аутизм (или до определенного возраста РДА) обязательно должен быть предустановлен комиссией врачей и коррекционных специалистов. При подозрении на аутизм рекомендовано пройти всестороннее обследование у профильных врачей.
Родителям очень сложно пройти всех врачей и инициировать их совместное обсуждение для вынесения единого решения.
В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» разработана программа всестороннего глубого анализа нарушений аутистического спектра.  Пять высококвалифицированных специалистов – детский невролог, детский психиатр/психоневролог, врач-генетик, нейрореабилитолог, логопед-дефектолог в результате коллегиального обсуждения выносят единый согласованный диагноз.

Методика рассчитана на детей от 2,5 до 12 лет.

Этапы программы:

Консультация детского невролога

Врач-невролог определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы.

Невролог экспертного класса определит, какова первопричина – неврологическое нарушение и, как возможное следствие, приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/ генетическая патология.

 

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром). Также врач-нейрофизиолог анализирует когерентность – показатель эффективности функционирования определенных зон мозга.

  

 

Консультация детского психиатра/психоневролога

Врач-психиатр определяет психический статус пациента и проводит систематизацию выявленных феноменов, их психопатологическую классификацию для целостного анализа.

 

Консультация нейропсихолога
 
Нейропсихолог – это специалист, оценивающий функциональное состояние мозга ребенка, зрелость психоэмоциональной сферы в соответствии с возрастом и выявляет предпосылки, которые привели к заболеванию, определяет структуру нарушения.

Объект исследования нейропсихолога: кора, подкорка и ствол головного мозга, а также взаимодействие полушарий мозга.

Консультация логопеда-дефектолога 

Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога

На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.

Консилиум

На совместном консилиуме врачей, участвовавших в обследовании, происходит коллегиальное обсуждение пациента, формирование клинического и педагогического заключений. Родители получают расширенный документ, описывающий структуру нарушения, причину возникновения и индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.

Повторная консультация невролога (очная/Skype-консультация)

На заключительном этапе невролог  проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляет единое заключение с назначением лекарственной терапии и коррекционными занятиями.

 

Стоимость программы «Аутизм: комплексная диагностика»:  16.500 рублей 

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом "Открытый мир".

Подкатегории

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.