Семинары

Детский церебральный паралич — прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся не только грубыми двигательными расстройствами (невозможность ходить, стоять, сидеть, выполнять движения конечностями), но и задержанным общим психическим развитием разной степени выраженности.

Причиной развития ДЦП чаще всего являются различного характера патологические воздействия на мозг ребенка в последние недели внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни.

Классификация

В настоящее время в нашей стране чаще других используется классификация ДЦП, предложенная К. А. Семеновой, согласно которой можно выделить 5 основных форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтля), характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях, при этом руки поражены значительно меньше, чем ноги.
  • Большинство детей имеет благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
  • Гемипаретическая форма, характеризуется спастическими парезами верхних и нижних конечностей на одной стороне тела (правой или левой), также имеет благоприятный прогноз развития высших психических функций (восприятия, речи, мышления и др.) и физического состояния.
  • Гиперкинетическая форма, основными симптомами которой являются снижение мышечного тонуса и гиперкинезы, то есть непроизвольные насильственные движения разных групп мышц в состоянии бодрствования ребенка. При этой форме ДЦП большая часть детей достаточно успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно — в моторном.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка, поэтому основные симптомы при данной форме течения ДЦП являются нарушение равновесия, координации движений, часто — сниженный мышечный тонус. Если данная форма ДЦП не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют значимых отклонений процесса развития психических функций, а двигательные симптомы зачастую компенсируются с возрастом.
  • Двойная гемиплегия — возникает при обширных поражениях головного мозга, представлена тетрапарезом, где грубо поражены и верхние и нижние конечности. Наиболее сложная для проведения абилитационных мероприятий форма ДЦП, отмечаются значительные нарушения и психического и физического развития.

Нарушения

В целом для детей, страдающими разными формами ДЦП в большей степени характерны следующие нарушения развития высших психических функций:

  • Во-первых, вследствие сенсорной депривации у детей отмечаются нарушения разных видов чувствительности — нарушения осязания, слухового восприятия, зрительного восприятия (в том числе из-за нарушений функций глазодвигательного аппарата), недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного гнозиса.
  • Во-вторых, для таких детей характерно снижение нейродинамики протекания психических процессов, что выражается в повышенной утомляемости, замедленности переключения психических процессов, низком уровне концентрации внимания, выраженных нарушениях различных видов памяти, низкой познавательной активности, снижении интеллектуальных функций.
  • Наконец, особой спецификой отличается развитие речевых функций таких детей, так как на развитие речи негативно влияет не только повреждения или недоразвитие определенных отделов коры головного мозга, регулирующих речевую деятельность, но и патологические тонические рефлексы, которые негативно влияют на способность ребенка к артикуляции звуков, голосовой активности, звукопроизношению.

Что делать?

Однако, даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.

Эпилепсия - это заболевание, проявляющееся повторными приступообразными состояниями судорожной или несудорожной природы, часто сопровождающееся нарушением сознания во время приступа и характеризующееся специфическими изменениями на электроэнцефалограмме (запись биоэлектрической активности головного мозга).

Классификация

В зависимости от причины возникновения заболевания выделяют три основных формы эпилепсии:

  • идиопатическую (врожденную, первичную) эпилепсию. К этим формам эпилепсии относят также и наследственные формы заболеваний;
  • симптоматическую (вторичную) форму, связанную с наличием у пациента какого-либо основного неврологического заболевания, проявлением которого в том числе являются судорожные состояния;
  • криптогенную форму, то есть с невыясненной причиной возникновения. Часто к ней относятся доброкачественные формы эпилепсии.

Неврологи (эпилептологи) в своей работе часто используют классификацию эпилепсий по типу эпилептического приступа.

При постановке диагноза крайне важно установить характер эпилепсии – первичный или вторичный (то есть исключить или подтвердить наличие основного заболевания, на фоне которого может развиться эпилепсия), а также идентифицировать тип приступов.

От того, насколько правильно установлена причина и верно идентифицирован приступ зависит выбор оптимальной методики лечения заболевания.

Эпилепсия опасна развитием эпилептической энцефалопатии – при этом состоянии ухудшается настроение, появляется беспокойство, раздражительность, снижается уровень внимания, памяти и познавательных функций. Особенно актуальна данная проблема у детей, т.к. может приводить к отставанию в развитии и мешать формированию навыков речи, чтения, письма, счёта и др.

Эпилепсия – очень серьезное заболевание, которое требует подробного и тщательного подбора терапии и постоянного контроля на протяжении длительного времени.

В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного невролога (эпилептолога). Врач соберет подробный анамнез, назначит обследование и, в зависимости от результатов обследования назначит медикаментозную терапию и будет контролировать ход лечения.

Мы предлагаем также амбулаторную помощь больным после выписки из стационара – неврологи-эпилептологи клиники проводят динамическое наблюдение пациента, отслеживают побочные действия препаратов, корректируют ход лечения в зависимости от промежуточных результатов.

Обследование

Невролог (эпилептолог)

Диагноз эпилепсии ставится врачом-неврологом или эпилептологом.

Если у ребенка впервые в жизни возник судорожный приступ, ситуация требует однозначного обращения к неврологу, так как в детском возрасте возможно появление когнитивных нарушений даже после одного приступа.

Невролог (эпилептолог) соберет подробный анамнез ребенка и проведет неврологическое обследование с включением ЭЭГ, МРТ или КТ головного мозга, УЗДГ сосудов головного мозга. При необходимости врач может назначить дополнительные методы обследования.

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) проводится с целью выявления наличия или отсутствия эпилептической активности. ЭЭГ регистрирует измененную электрофизиологическую активность мозга, выявляет локализацию участков повышенной возбудимости.

В случае, если приступ был однократный и единственный в жизни ребенка и при этом на ЭЭГ отсутствуют какие-либо изменения, невролог не назначает медикаментозной терапии, такой ребенок нуждается только в наблюдении. Такой приступ может быть единственным и больше никогда не повториться, в то время, как противоэпилептическая терапия может иметь побочные действия.

Если после первого приступа на электроэнцефалограмме выявляются выраженные изменения по эпилептическому типу, в этом случае в обязательном порядке требуется подбор противосудорожной терапии.

В отличие от многих клиник мы делаем ЭЭГ совсем маленьким детям в возрасте до трех лет!

МРТ

Магнитно-резонансная томография (МРТ) или компьютерная томография (КТ) позволяет проверить структурные изменения в мозге и может быть назначена неврологом с целью исключения или подтверждения какого-либо текущего активного заболевания (порок развития коры головного мозга, опухоль, аутоиммунное заболевание, энцефалит и т.д.), проявлением которого могут быть судорожные состояния. Таким образом, цель назначения МРТ – исключение любого вида симптоматической (вторичной) эпилепсии.

УЗДГ

Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) назначается при подозрении какого-либо порока развития сосудов, который может вызывать судорожные состояния. Таким образом, цель назначения УЗДГ – исключение симптоматической (вторичной) эпилепсии.

Развернутый общий анализ крови

Назначается с целью исключения каких-либо воспалительных причин возникновения приступа.

Окулист

Невролог может назначить дополнительную консультация врача-окулиста с целью исключения патологии со стороны глазного дна (при подозрении на опухоль) и исключения симптоматической эпилепсии.

Описание приступа

Из-за того, что сам пациент зачастую не помнит, как и что с ним происходило во время приступа, очень важно собрать сведения, которые могут предоставить близкие пациента. Описание приступа позволяет врачу более точно поставить диагноз и определиться с тактикой лечения, так как зачастую от характера приступа зависит выбор того или иного противосудорожного препарата, используемого в качестве базовой стартовой терапии.

Прежде всего, врач опрашивает о частоте, продолжительности, времени возникновения приступов, с чем они были связаны или чем могли быть спровоцированы.

При возможности постарайтесь записать приступ на видео (например, смартфон), это поможет врачу наиболее точно определить тип приступа.

Лечение

В основе лечения эпилепсии лежит фармакотерапия, подобранная врачом в зависимости от типа приступов и формы заболевания. Существует большой спектр противосудорожных препаратов, которые позволят контролировать приступы и значительно уменьшить их количество и продолжительность.

Подбор противосудорожной терапии – зачастую длительный, кропотливый и всегда индивидуальный процесс.

Врач всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред (медикаменты могут оказывать негативное действие на другие органы и системы). Именно поэтому всегда в обязательном порядке процесс подбора терапии требует промежуточных наблюдений невролога: врач должен отслеживать результаты своей терапии.

Длительность приема противосудорожной терапии составляет два-три года при условии отсутствия приступов (то есть с момента прекращения приступов на каком-то конкретном препарате).

Поэтому ребенок с уже подобранной противосудорожной терапией даже в случае доброкачественной эпилепсии с хорошим прогнозом также нуждается в амбулаторном наблюдении невролога в течение всего этого срока.

Врач, наблюдающий пациента, через определенные промежутки времени проводит контрольное мониторирование электроэнцефалограммы, мониторирование побочных реакций со стороны фармакотерапии (проводится УЗИ, исследование общего и биохимического анализа крови, контроль отсроченных аллергических реакций). Результаты проверок могут потребовать коррекции противосудорожной терапии.

Расчет доз противосудорожных препаратов осуществляется исходя из веса ребенка и с учетом его индивидуального метаболизма. Таким образом, для достижения оптимального эффекта с течением времени может быть произведен пересчет дозы или замена препарата.

Через три года с момента прекращения приступов можно говорить об очень осторожной и постепенной отмене препарата. При отмене противосудорожной терапии, к сожалению, всегда существует риск возврата приступов. Поэтому отмена терапии – всегда очень ответственное и взвешенное решение.

Несмотря на то, что известно более 40 форм эпилепсии, у детей 75% эпилепсий имеют хороший терапевтический прогноз и при грамотном квалифицированном лечении проходят к возрасту 14 лет. Однако в некоторых случая пациенты пожизненно принимают противосудорожные препараты. Это зависит от формы эпилепсии и других индивидуальных особенностей.

В отличии от идиопатической (первичной) эпилепсии симптоматическая (вторичная) форма требует подбора как противосудорожной терапии, так и терапии, направленной на лечение основного заболевания.

Тики – это внезапно возникающие, непроизвольные, насильственные, стереотипные, повторные, неритмичные, кратковременные движения одной мышцы, группы мышц или частей тела. Тики также могут проявляться в виде звуковых аномалий, выражающихся в виде выкрикиваний звука, слога или слова.

Тики проявляются в детском возрасте, в основном от пяти до десяти лет, чаще встречаются у мальчиков, но и у девочек также бывают (хотя значительно реже). В большинстве случаев они поддаются коррекции и исчезают к пятнадцати годам. Тики не всегда являются полностью непроизвольными и неосознанными, иногда их можно затормозить или ослабить волевым усилием.

Разновидностей тиков очень много – от самых простых до очень сложных. Они могут совсем не беспокоить ребенка, он может даже не замечать своих непроизвольных движений, свободно общаться со сверстниками (это могут быть единичные моргания или другие простые моторные тики). Но также тики могут иметь и ярко выраженную форму – ребенку с такими тиками очень сложно находиться среди людей, и они заметно затрудняют его жизнь. Он не может без помех выразить мысли, совершать какие-то действия.

Лечение тиков – очень непростая задача, в основе решения которой прежде всего лежит правильно выявленная причина. При тиках часто отмечается волнообразность течения заболевания – периоды обострений и ремиссий. В периоды обострений тиков особенно важно наблюдение ребенка неврологом.

В Центре речевой неврологии "ДокторНейро" вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного врача-невролога. По результатам обследования доктор определит причину тиков, в зависимости от этого назначит медикаментозную терапию, а также в случае необходимости примет решение о введении дополнительных (немедикаментозных) методов коррекции и будет контролировать ход лечения.

Задача квалифицированного невролога – соблюсти баланс между тем, насколько тики влияют на качество жизни, и тем побочным вредом, который может нанести терапия. И принять решение в пользу пациента

Кривцова Юлианна Павловна,
Врач-невролог
врач первой категории

ОБСЛЕДОВАНИЕ


Врач-невролог

При тиках обязательно проводится подробное неврологическое обследование, включающее осмотр невролога, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, иногда – МРТ головного мозга. Объем необходимого обследования определяется неврологом. В результате обследования невролог определяет причину заболевания и назначает лечение.

ЭЭГ

Электроэнцефалограмма проводится с целью проведения дифференциального диагноза с эпилептическими состояниями, а также для оценки уровня биоэлектрической активности головного мозга.

Лабораторное обследование

При подозрении на инфекционную причину возникновения тиков может быть назначен биохимический анализ крови на маркеры воспалений (острофазные белки).

Врач-иммунолог

По этой же причине также может понадобиться консультация иммунолога и дополнительное иммунологическое обследование.

Нейропсихолог

Нейропсихолог проводит оценку состояния высших психических функций ребенка (памяти, мышления, двигательной сферы, восприятия и др.), а также оценку эмоционально-волевой сферы.

В ходе нейропсихологической диагностики у детей, страдающих тиками, чаще всего отмечаются нарушения внимания, зрительного и слухового восприятия, речи, моторики. Например, при исследовании сохранности моторных функций ребенка отмечается недостаточная плавность движений, замедленность движений, нарушение правильной последовательности двигательной программы. Также у таких детей часто отмечаются трудности самоорганизации, импульсивность, трудности программирования, регуляции и контроля собственного поведения.

ЛЕЧЕНИЕ

После установления причины врачом-неврологом назначается необходимая терапия. В некоторых случаях к седативной терапии дополнительно назначается противовоспалительная и иммуномодулирующая терапия (в случае, если причиной тиков является инфекционный возбудитель).

Стандартных схем лечения тиков не существует. Подбор терапии – это всегда индивидуальный процесс. Спектр используемых седативных препаратов варьирует от самых «слабых», преимущественно растительного происхождения, до «серьезных» препаратов из группы нейролептиков. Врач-невролог всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред и применяет стратегию лечения «от слабых препаратов к сильным». Именно поэтому всегда в обязательном порядке процесс лечения тиков требует промежуточных наблюдений невролога, врач должен отслеживать результаты своей терапии. В зависимости от динамики и от тяжести тиков интервал обращения к неврологу может составлять и несколько дней, и несколько недель, и несколько месяцев. Принимать препараты иногда приходится долго, несколько месяцев, а порой - и лет. Все зависит от тяжести течения заболевания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ) ЛЕЧЕНИЕ

Часто невролог может назначить дополнительные (немедикаментозные) методы лечения: массаж шейно-воротниковой зоны, электросон, остеопатическое лечение.

При необходимости невролог также может назначить курс занятий с детским нейропсихологом и детским психоневрологом, помощь которых особенно эффективна в случае, если тики были спровоцированы стрессовой ситуацией.

В качестве эффективного нового метода лечения применяется метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это уникальная современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. На сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе существует достаточно большое количество исследований по лечению тиков с помощью ТМС. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга. В случае лечения тиков используется «тормозящий» чрезмерную активность нейронов режим воздействия.

Опыт применения методики ТМС нашим Центром имеет достаточное количество примеров лечения тиков с положительным результатом.

Обострение тиков

Как правило, дебют и обострение тиков приходятся на два возрастных периода гормональной перестройки и активного роста детского организма – 6-7 лет (начальная школа) и пубертатный (подростковый) период, который в последние годы имеет тенденции к более раннему проявлению в 10-11 лет.

Обострения тиков часто случаются на фоне перенесенных инфекций, а также стрессов, испуга, психотравмирующей ситуации.

Виды тиков

По характеру клинических проявлений тики разделяют на двигательные (моторные) и звуковые (вокальные).

Наиболее часто встречающиеся моторные тики – это моргания, движения носом, различные гримасы, наклоны головы, наклоны и повороты туловища, подпрыгивания. Вокальные тики проявляются как отдельными звуками (это может быть даже кашель или лай), так и выкрикиванием целых слов.

По степени выраженности тиков выделяют простые тики (единичные), множественные распространенные (когда отмечается несколько видов тиков) и генерализованные (когда представлены и моторные и вокальные тики, вовлекаются практически все группы лицевой и туловищной мускулатуры).

Причины

Причины возникновения тиков могут быть различными. К основным причинам относят:

Наследственная причина – в семье отмечаются тики у родственников, у родителей. Степень выраженности наследственных тиков может быть различной – от единичных морганий до тяжелой формы тиков, проявляющихся множественными двигательными и звуковыми феноменами, вплоть до копролалии (это тяжелая форма тиков называется болезнью Жиля де ля Туретта, по фамилии врача, описавшего это наследственное заболевание).

Причиной тиков может быть стресс, испуг, психотравмирующая ситуация. Как правило, у таких детей отмечается повышенная тревожность, нарушения сна, эмоциональная неустойчивость, расстройства невротического круга.

У детей тики часто возникают после перенесенной инфекции. Часто бывает, что ребенок вроде бы уже выздоровел от простуды, анализы нормализовались, а кашель у него сохраняется. Его долго и безуспешно лечат педиатры, а в конце концов выясняется, что кашель – это вокальный тик. Этот пример, в частности, убедительно демонстрирует необходимость проведения тщательного обследования для постановки правильного диагноза. Двигательные тики также часто являются следствием перенесенной инфекции. Существует отдельная группа тиков, возникших после перенесенной стрептококковой инфекции. Они являются симптомами сложного аутоиммунного синдрома, причиной которого является стрептококк.

В основе механизма развития тиков лежит нарушение обмена определенных веществ (нейромедиаторов), участвующих в передаче нервных импульсов. Поражаются подкорковые образования головного мозга – это тот отдел головного мозга, который в норме контролируется корой. При тиках он начинает функционировать самостоятельно, поэтому и возникают непроизвольные движения.

Нарушения сна (диссомния) у детей – группа расстройств, связанных с количеством или качеством сна.

Дети часто подвержены различным расстройствам сна, начиная с самого раннего возраста. Чаще всего к этим расстройствам относятся бессонница, снохождение, сноговорение, ночные кошмары, бруксизм, энурез.

Причины нарушений сна

В основе развития диссомний у детей могут лежать эмоциональные потрясения, соматические или неврологические проблемы.

Самой распространенной причиной нарушений сна является эмоциональное перевозбуждение ребенка непосредственно перед отходом ко сну: шумные подвижные игры, компьютерные игры, просмотр телевизора. Немаловажную роль играют детские страхи. Дети зачастую очень впечатлительны и могут не справляться с эмоциональными переживаниями после просмотра страшных фильмов, компьютерных игр с элементами агрессии, а также после стрессовых ситуаций в семье и школе. Вследствие этого возникают бессонница, ночные кошмары, беспокойный сон.

Некоторые виды диссомний обусловлены незрелостью нервной системы и проходят с возрастом, однако те диссомнии, которые существенно влияют на качество жизни ребенка, требуют коррекции у специалиста. Так, например, при снохождении (сомнамбулизм, лунатизм) ребенок может получить травму. При недостаточном количестве сна, частых пробуждениях, ребенок днем подавлен, рассеян, что может сказаться на качестве обучения и успеваемости.

Диагностика

С выраженными нарушениями сна у ребенка родителям следует обратиться к детскому неврологу. Врач проведет детальную диагностику нервной системы ребенка, установит причину развития диссомнии.

В первую очередь, необходимо исключить соматическую патологию, вследствие которой могло возникнуть вторичное нарушение сна (расстройства дыхательной, сердечнососудистой систем, желудочно-кишечного тракта, нарушение функции щитовидной железы).

В противном случае, невролог направит к соответствующему специалисту – педиатру, гастроэнтерологу или эндокринологу. Также, такое явление как ночной энурез, может быть проявлением заболевания мочеполовой системы и требует обследования у нефролога или уролога. Основными методами диагностики нарушений сна являются полисомнография и ЭЭГ – эти методы регистрируют различные физиологические показатели во сне и позволяют оценить каждую фазу сна по отдельности.

Лечение

Лечение диссомнии у детей начинается с корректировки родителями режима сна-бодрствования и процесса приготовления ко сну. Из-за незрелости детской нервной системы у ребенка могут быть нарушены процессы торможения, расслабления, что приводит к трудностям засыпания. Корректировать это нарушение поможет нейропсихолог. Необходимо установить одинаковое время засыпания и пробуждения, прекращать активные игры и шумные мероприятия за час до сна.

Лучше всего совершать небольшие прогулки на свежем воздухе, занимать ребенка чем-то спокойным, монотонным – рисованием, вышиванием, чтением. Ребенку может быть показан лечебный массаж, остеопатия, рефлексотерапия, а также консультация психолога в случае, если у ребенка имеются страхи, фобии и проблемы с эмоциональным фоном. Также невролог может назначить средства, укрепляющие нервную систему – витаминные и фитопрепара.

Инсульт – нарушение мозгового кровообращения вследствие закупорки сосуда (ишемический инсульт) или разрыва сосуда (геморрагический инсульт). Последствия инсульта зависят от места и степени тяжести нарушения мозгового кровообращения (НМК).

Инсульты в детском возрасте могут возникать вследствие нарушения обменных процессов в организме, черепно-мозговых травм, онкологических и токсических заболеваний, аномалий строения сосудов, осложнений при беременности и родах и ряда других причин.

Симптоматика

Симптоматика последствий инсультов в детском возрасте более обширна и разнообразна, чем у взрослых. Перенеся инсульт внутриутробно или в период раннего детского возраста, ребенок, в ряде случаев, может не демонстрировать выраженных симптомов, говорящих о наличии серьезного заболевания. В качестве симптомов инсульта в первые месяцы жизни могут выступать нарушения сна и аппетита, снижение двигательной активности, эпизоды судорог, задержки в развитии. Иногда симптомы проявляются не сразу, через определенный промежуток времени. Это связано с тем, что большинство функций психики и моторики в раннем возрасте еще не развиты и выраженных нарушений на фоне не сформированных функций разглядеть не удается.

В более взрослом возрасте, после НМК у ребенка могут нарушиться двигательные функции, появиться нарушения речи и внимания, эпизоды «необычного» неадекватного поведения, вялость, параличи конечностей.

Само по себе нарушение мозгового кровообращения является серьезным заболеванием и, не зависимо от возраста, требует своевременной медицинской диагностики и лечения в условиях неврологического стационара.

Последствия

Особой проблемой выступают последствия инсульта в детском возрасте. Инсульт, перенесенный в первые месяцы жизни или внутри утробно, может вызвать задержки психоречевого развития (ЗПР, ЗРР, ОНР, алалия), нарушения моторной сферы и детский церебральный паралич (ДЦП). Степень выраженности нарушений развития может колебаться от темповых задержек развития до умственной отсталости.

Инсульты, перенесенные детьми более взрослого возраста, когда психические функции уже сформированы, будут давать картину, свойственную взрослой клинике инсультов – нарушения речи (афазия, дизартрия), нарушения двигательной сферы (парез, апраксия), нарушения восприятия (агнозия), нарушения мышления, внимания и памяти.

Независимо от возраста ребенка необходимо всегда помнить тот факт, что ребенок еще не достиг максимума своего развития и перенесенное заболевание головного мозга, даже при, на первый взгляд, благоприятном его преодолении, может оказать негативное влияние на развитие ребенка в будущем. Поэтому необходимо максимально внимательно относится к процессу реабилитации, развития и обучения детей с последствиями НМК в анамнезе.

Инсульт может повлиять не только на состояние нервной системы, то также сказаться и на работе различных внутренних органов.

Диагностика и лечение

Диагностикой состояния ребенка, перенесшего инсульт, и составлением программы лечения занимаются такие врачи, как: невролог, кардиолог и педиатр. При диагностике используются аппаратные методы исследования – МРТ, КТ, ЭЭГ, УЗДГ, ЭКГ.

Диагностикой состояния высших психических функций и последующим развивающим обучением занимаются нейропсихолог и логопед.

Часто пациентам после инсульта необходимо прохождение курса массажа, остеопатического лечения, транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) и ряда других реабилитационных процедур.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – повреждение механическим способом черепа и внутричерепного содержимого (головного мозга, сосудов, мозговых оболочек и черепных нервов).

Следует подчеркнуть, что клинические проявления ЧМТ, ее осложнения и последствия имеют свои отличительные признаки у детей, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями, присущими детскому возрасту. Черепно-мозговая травма является главной в структуре детского травматизма, составляя 30-40% всех видов травм. Чаще встречается ЧМТ у мальчиков в возрасте 3-7 лет.

Последствия

В случаях серьезных травм последствия часто очевидны и могут проявляться в виде двигательных нарушений (парезы, апраксии), нарушений речи (афазии, дизартрии), памяти (амнезии), восприятия (агнозии), внимания, нарушений интеллектуальной и эмоциональной сферы, снижении трудоспособности. В таких случаях каждое нарушение квалифицируется, определяется степень выраженности расстройства, назначается необходимая медикаментозная терапия и, соответствующие клинической картине, реабилитационные мероприятия – массаж, физиотерапия, занятия с логопедом и нейропсихологом, остеопатическое лечение и т.д.

Существует мнение, что в детском возрасте мозг более пластичен, чем у взрослых людей, и это дает большие возможности реабилитации и лучшие прогнозы. Однако, в детском возрасте часто не удается полноценно определить последствия перенесенной травмы и это связано с несформированностью определенных мозговых структур к определенному возрасту. Это хорошо видно на примере лобных долей, которые обеспечивают функцию программирования и контроля над деятельностью человека, принимают участие в интеллектуальных и мотивационных процессах и созревают в достаточной степени к шестнадцати годам. Развитие головного мозга, в целом, заканчивается вместе с завершением процесса миелианизации в двадцатипятилетнем возрасте. Таким образом, перенеся травму в раннем возрасте и восстановившись до уровня сверстников, ребенок может обнаружить отсроченные последствия ЧМТ в более взрослом возрасте в тот момент, когда начнут формироваться более сложные виды деятельности.

Диагностика

Диагностика степени нарушений высших психических функций в детском возрасте вследствие черепно-мозговой травмы – сложная, многоуровневая проблема, находящаяся под влиянием многих факторов.

Когда острый период после травмы позади, пройдены необходимые медицинские мероприятия, касающиеся здоровья и благополучия ребенка, необходимо адекватно оценить, нанесенный нервной системе урон и составить план необходимых реабилитационных мер.

Оценивая последствия ЧМТ у взрослых, мы сравниваем изменения в состоянии высших психических функций с их состоянием до травмы. Оценивая последствия ЧМТ у детей мы должны иметь ввиду тот вклад, который вносит в будущее развитие пострадавшая функция, а так же учитывать возможные отсроченные последствия, которые не проявляются на момент обследования. При очаге поражения в лобных долях, дошкольник может демонстрировать достаточные для его возраста возможности программирования и контроля, решения логических задач и выполнения сложных инструкций, однако в школе, при изучении сложных предметов могут появиться сложности усвоения материала, трудности в изучении математики, дисграфия и дислексия.

Дополнительную трудность с адекватной оценкой изменений в нервной системе ребенка после ЧМТ вносит эмоциональная незрелость в детском возрасте, перепады настроения и колебания работоспособности, свойственные различным периодам детства и юношества.

Также при работе с ЧМТ следует учитывать тот факт, что при ударе головы мозг внутри черепа, сотрясаясь, бьется о стенку черепа, противоположную стороне удара. При ударе в затылочную часть черепа страдает как затылочная, так и лобная часть мозга, что часто приводит к увеличению симптомов нарушения работы ВПФ. Череп у детей менее прочный, чем у взрослых, соответственно, возможность получения повреждений выше.

Лечение

Лечащим врачом при черепно-мозговых травмах является врач-невролог. Он назначает необходимые диагностические (МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и реабилитационные мероприятия (массаж, остеопатическое лечение, Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановлением высших психических функций (речь, внимание, мышление, память) являются логопед и нейропсихолог.

Дисграфия – нарушение возможности полноценного овладения письменной речью вследствие недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, участвующих в обеспечении письма.

Подобные сложности могут возникать как результат негативного воздействия на центральную нервную систему в процессе ее созревания. Это могут быть внутриутробные вредоносные воздействия, осложнения при родах, перенесенные травмы головного мозга и нарушения мозгового кровообращения, соматические заболевания, препятствующие полноценному моторному и сенсорному развитию в раннем детском возрасте. Часто, но не всегда, у детей с дисграфией в анамнезе отмечаются задержки речевого и психоречевого развития (ЗПР, ЗРР, ФФНР). В ряде случаев, дисграфия может проявиться в школьном возрасте как самостоятельное нарушение в отсутствии видимых на первый взгляд причин.

Симптоматика дисграфии

Нарушения письма при дисграфии – это ошибки при письме, не связанные с правилами языка и правописания. Ошибки при дисграфии имеют специфический системный характер, не поддаются коррекции при дополнительных репетиторских занятиях и требуют особого подхода.

Примером ошибок при дисграфии могут служить: искажение элементов букв, слияние нескольких букв в одну, добавление к буквам лишних элементов, пропуски букв и слогов, замены букв по акустической или оптической близости, недописывание окончаний, пропуски знаков препинания и заглавных букв. Так же при дисграфии часто отмечается «плохой» почерк, трудности удержания строки, трудности переключения внутри моторной программы при написании слов и нарушения размера букв (макрография).

Качество ошибок при дисграфии зависит от того, какой участок коры головного мозга вносит недостаточный вклад в обеспечение деятельности письма.

При недостаточном функционировании задних лобных отделов коры головного мозга (премоторных и кпереди от премоторных) могут отмечаться регуляторная либо эфферентная моторная дисграфия, симптомы которых во многом схожи и выражаются в трудностях программирования и осуществления процесса письма, трудностях переключения внутри моторной программы слова и трудностях согласования слов внутри грамматических конструкций. Это связано с несформированной функцией программирования и контроля, а так же невозможностью выполнения сложных моторных операций.

При недостаточном функционировании височных отделов коры левого полушария головного мозга у праворуких пациентов при письме отмечаются ошибки по типу замены букв по акустической близости. Подобное нарушение письма называется сенсорной дисграфией, оно является следствием недостаточности функции фонематического анализа и синтеза.

При дефицитарности теменно-височно-затылочных отделов коры отмечаются трудности использования логико-грамматических конструкций при письме (семантическая дисграфия), неправильное пространственное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, ошибки написания букв, близких по зрительному образцу (оптическая дисграфия). Подобные нарушения связаны с недостаточностью процессов, связанных с обработкой зрительно-пространственной информации.

Классификация

Существуют несколько классификаций дисграфий в которых разные авторы называют по-разному одни и те же виды нарушений, объединяют, либо разделяют близкие по механизмам патогенеза виды дисграфий.

Независимо от используемой классификации, общим при работе с дисграфиями является:

1) необходимость выявления нарушенного фактора в работе высших психических функций у каждого конкретного пациента (пространственный, сенсорный, моторный фактор, фактор программирования и контроля)

2) построение программы развивающего обучения с учетом знания о "сильных" и "слабых" звеньях функциональной системы, участвующей в обеспечении функции письма

3) работа не только с "письменной речью", а тренировка всей несформированной функции в целом (моторной, сенсорной и т.д.).

Диагностика и лечение

Первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка с дисграфией, как правило, является логопед, либо нейропсихолог. В ходе тщательного логопедического и нейропсихологического обследования, включающего обследование состояния всех высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, моторика, сенсорика) и сбора анамнестических данных, удается квалифицировать качество нарушения письменной речи.

Далее пациента направляют к неврологу для выяснения возможных причин функционального своеобразия определенных мозговых структур. После обследования врачом, пациенту назначают ряд диагностических мероприятий с использованием аппаратных методов исследования (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы). Опираясь на данные диагностики, врач-невролог, при необходимости, назначает медикаментозную терапию, позволяющую оптимизировать работу дефицитарных структур головного мозга. Также в зависимости от показаний, существенный вклад в преодоление дисграфии могут внести остеопатическое лечение, лечебный массаж, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Основную роль в преодолении дисграфии играют систематизированные занятия с логопедом и нейропсихологом. Специалисты составляют программу развивающего обучения исходя из результатов комплексной диагностики каждого конкретного пациента.

Дислексия – нарушение возможности полноценного овладения навыком чтения при сохранном интеллекте, зрении и достаточном образовательном уровне.

Трудности обучения чтению возникают по разным причинам, они могут входить в состав или быть следствием различных нарушений развития – умственная отсталость, нарушения зрения, педагогическая запущенность. Однако, под дислексией понимают именно специфические системные трудности при чтении, не являющиеся следствием более грубых нарушений.

Классификация и симптоматика дислексии

Дислексия является следствием функциональной несформированности мозговых структур, принимающих участие в обеспечении функции чтения. При чтении в коре головного мозга активируются сразу несколько отделов, участвующих в процессе получения и обработки информации: звуко-буквенный анализ, артикуляция, моторные переключения, оптико-пространственная и мнестическая деятельность. Таким образом, можно описать несколько видов дислексии в зависимости от того, какая зона является дефицитарной.

Например, при функциональной несформированности теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария у правшей можно наблюдать нарушение дифференциации близких по зрительным признакам букв (оптико-литеральная дислексия), либо угадывающее чтение в виде схватывания отдельной части слова(оптико-вербальная дислексия), либо трудности называния букв при правильном их копировании и возможности узнавания со слуха (оптико-мнестическая дислексия).

При несформированности теменных отделов коры головного мозга можно наблюдать артикуляторные трудности при чтении (афферентная дислексия), при функциональной несформированности задних лобных отделов коры отмечаются трудности переключения внутри моторной программы слов, персеверации, пропуски слогов и частей слов (эфферентная дислексия). При сенсорной дислекии (передние височные отделы левого полушария у правшей) отмечаются трудности звуко-буквенного анализа, ошибки чтения букв по акустическим признакам.

Также разделяют семантическую и аграмматическую дислексию. Данные виды дислекции проявляются в виде трудностей чтения окончаний, трудностей согласования слов и трудностей понимания прочитанного на уровне фраз и текстов.

Диагностика и лечение

Общим для большинства видов дислексий являются трудности чтения слов, слогов и букв, угадывающее чтение и трудности понимания прочитанного. Поскольку механизмы нарушения разные, для продуктивной коррекции требуется точная логопедическая и нейропсихологическая диагностика, изучение анамнестических данных, консультация невролога и, в ряде случаев, использования методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ).

Основным методом преодоления дислексии являются занятия с логопедом и нейропсихологом. В ряде случаев, врач невролог назначает дополнительные процедуры: массаж, остеопатическое лечение, транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое расстройство психоэмоционального развития ребенка.

В основе этого заболевания лежит функциональная незрелость или нарушение работы подкорковых структур и коры головного мозга, в частности, лобных долей. Лобные доли отвечают за самообладание, создание и достижение целей, социальное поведение. При СДВГ организация психических процессов нарушена. Причины возникновения СДВГ остаются до конца не изученными. Основными предрасполагающими факторами являются: наследственность, употребление алкоголя и курение матерью во время беременности и кормления, экологическая обстановка, перенесенные перинатальные травмы и инфекции.

Симптоматика

Основная симптоматическая триада СДВГ – невнимательность, гиперактивность, импульсивность. В ранние годы жизни родители могут и не замечать каких-то отклонений в поведении своего ребенка, однако проблемы могут проявиться после начала систематического обучения – посещения детского сада и школы. Там ребенок сталкивается с увеличением психических и физических нагрузок, требованиями к дисциплине. При СДВГ нервная система ребенка не справляется с этим и перегружается.

Перегрузка выражается в гиперактивности - двигательной растороможенности: ребенку трудно усидеть на месте, он суетлив, не может играть в спокойные игры, бесцельно бегает.

Импульсивность проявляется в нетерпеливости – ребенку трудно дождаться своей очереди, он перебивает, выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, также свойственны частые смены настроения. Дефицит внимания приводит к снижению успеваемости и обучения: ребенку тяжело вслушиваться в текст, делать работу, требующую усидчивости, довести задание до конца, он легко отвлекается на сторонние стимулы. СДВГ мешает ребенку полноценно развить интеллект. Может возникнуть дисграфия, дислексия, дискалькулия, а также отставание в психическом развитии на 1,5-1,7 года.

Диагностика и лечение

Диагностика СДВГ проводится детским неврологом. Различные психофизиологические тесты, ЭЭГ и МРТ позволят установить и дифференцировать диагноз. Важно отличить данный синдром от дефектов воспитания и особенностей темперамента ребенка.

В лечении СДВГ возможны фармакотерапевтический и нейропсихологический подходы. Из медикаментов невролог может назначить метаболические препараты, улучшающие трофику мозга и стабилизирующие нервную систему. Нейропсихологический подход включает в себя наблюдение у нейропсихолога, занятия с педагогом, логопедом. Помимо этого, используется новый неинвазивный метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), который позволяет сгладить выраженность основных симптомов заболевания. Также, при симптоме гиперактивности показаны массаж, остеопатическое лечение и рефлексотерапия.

Под проблемами обучения и поведения мы понимаем доступные коррекции сложности усвоения учебной программы на разных этапах взросления (детский сад, школа, институт), а так же трудности самоорганизации, препятствующие выстраиванию продуктивных социальных взаимоотношений на разных уровнях (семья, школа, друзья).

Сложности в обучении и поведенческие проблемы у детей и подростков – две часто взаимосвязанные и идущие бок о бок проблемы, оказывающие друг на друга влияние. Ребенок, не справляющийся со школьной программой, рискует получить ярлык «двоечника», соответствующее отношение учителей и одноклассников, может потерять мотивацию к процессу обучения, что повлечет усиление проблем в школе. Так же, подобный сценарий развития событий часто приводит к риску развития девиантного поведения и попадания в «плохую» компанию.

Причины

Социальные причины - это, как правило, особенности воспитания и внутрисемейных отношений (особенности контакта со значимым взрослым, социальная депривация, гипо- и гиперопека, педагогическая запущенность). Поведенческие особенности и трудности в обучении могут явно проявляться как комплексная проблема, либо не обнаруживать очевидных связей. В ряде случаев, эти проблемы могут выступать изолированно. В основе этих проблем могут лежать как биологические, так и социальные причины.

Биологические причины, как правило, связаны с функциональной несформированностью тех, или иных структур головного мозга, отвечающих за обеспечение определённой деятельности. Перенесённые заболевания в раннем возрасте, задержки психического развития (ЗПР), задержки речевого развития (ЗРР), логопедические проблемы, имевшие место в детстве, могут проявиться в более зрелом возрасте в виде трудностей овладения навыком письма (дисграфия), трудностей овладения чтением (дислексия), трудностей использования правил русского языка (дизорфография), трудностей при изучении математики и трудностей контроля над собственной деятельностью в целом и собственным поведением в частности.

Симптомы

Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля из-за чего ребёнку просто "не хватает сил" себя контролировать на уроке и "хорошо себя вести". После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним - игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия.

Систематическая неуспеваемость по русскому языку может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений.

Диагностика и лечение

В таких случаях не достаточно просто дополнительных занятий по проблемному предмету, либо воспитательных бесед для преодоления "плохого поведения". Для увеличения продуктивности процесса обучения ребёнку часто нужна помощь на уровне оптимизации протекания внутримозговых обменных и информационных процессов.

Это достигается путём направленного на развитие дифицитарной психической функции специализированного педагогического воздействия, которым занимаются нейропсихолог и логопед под наблюдением врача-невролога, который, в свою очередь, может назначить необходимую медикаментозную терапию, курс массажа, остеопатического лечения и Транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Лечебные и педагогические мероприятия начинаются, как правило, после комплексной медицинской (невролог), функциональной (ЭЭГ, УЗДГ) нейропсихологической и, при необходимости, логопедической диагностики.

Подкатегории

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.