Семинары

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) - отклонение в психическом развитии, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром.

Ребенок сталкивается с трудностями при взаимодействии с другими людьми или в выражении собственных эмоций. Даже в общении с близким кругом людей у ребёнка могут возникать сложности в построении эмоциональных связей.

Причины раннего детского аутизма до сих пор являются предметом дискуссий. Последние исследования показали, что патогенез данного заболевания обусловлен сложными биологическими факторами, такими как генетические отклонения или органическое поражение центральной нервной системой.

Тревожные сигналы

Мы рекомендуем обратиться к специалисту, если у вашего ребенка отмечается следующая симптоматика:

  • У ребенка выраженная склонность к стереотипному поведению (повторяющимся действиям), раскачиваниям, бегу по кругу.
  • Ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, не воспринимает жесты, мимику, интонации, предпочитает общение с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к звукам, нарушение ритма сна и бодрствования, чрезмерная избирательность в еде.
  • В грудном возрасте родителей должно насторожить отсутствие «комплекса оживления». Ребенок, при попытке взять его на руки, становятся пассивными или наоборот проявляет отрицательную реакцию.

Диагностика РДА

Одним из самых актуальных вопросов связанных с лечением раннего детского аутизма является вопрос правильной постановки диагноза. Симптоматика целого ряда заболеваний очень похожа. На начальном этапе необходимо дифференцировать РДА от других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления - например, расстройства аутистического спектра (РАС).

Процесс постановки диагноза чрезвычайно сложен и требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Помимо сбора подробного анамнеза, необходимо провести расширенное неврологическое и соматическое обследование, функциональную диагностику (ЭЭГ), хромосомный анализ.

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует!

Наши программы:

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом "Открытый мир".

 

Синдром Аспергера – это одна из форм аутизма, характеризующаяся выраженными нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия. От истинного аутизма этот синдром отличается сохранением речевых и когнитивных функций.

До настоящего времени причины возникновения синдрома Аспергера остаются неясными. Предполагают, что основными предрасполагающими факторами развития этой патологии являются генетические и экологические причины.

Симптоматика

Детям с синдромом Аспергера трудно выражаться эмоционально, они не воспринимают жестов, мимики, интонации голоса, им тяжело подобрать тему для разговора, понять, когда разговор можно начать или закончить, им трудно понимать юмор, сарказм, иносказания. Сложности в коммуникации сказываются на социальных взаимодействиях. Так, дети с этой патологией испытывают трудности в общении с другими детьми, в поддержании отношений. В играх таким детям тяжело принять какую-то роль, проявить фантазию. Они больше предпочитают логические и механические игры. Со стороны эти дети кажутся неуклюжими, они могут говорить невпопад, заводить неуместные темы разговора, приближаться слишком близко к незнакомым людям. У детей с синдромом Аспергера иногда возникает семантическая дислексия - чтение без понимания смысла прочитанного.

Отсутствие полноценного общения с людьми у детей в дальнейшем может привести к развитию клинической депрессии или тревожного невроза. Поэтому родителям следует как можно раньше обратиться к специалистам и начать психолого-педагогическую коррекцию ребенка с синдромом Аспергера, направленную на социальную адаптацию.

Диагностика

В диагностике синдрома Аспергера участвуют врачи смежных специальностей: детский психиатр, психолог, детский невролог, педагог-дефектолог. Прежде всего, проводится сбор анамнеза у родителей, а также беседа с ребенком в игровой форме. Оценивается уровень интеллекта, психоречевого развития ребенка и способность его к коммуникации.

Лечение и прогноз

Лечение данного синдрома психотерапевтическое. Основная задача – научить ребенка жить с этим синдромом, помочь ему приспособиться к общественной жизни. Проводятся занятия с психологом, педагогом, логопедом, нейропсихологом. Прогноз заболевания благоприятный. К зрелому возрасту симптомы синдрома Аспергера сглаживаются и такие люди могут иметь полноценную социальную жизнь, работать и создавать семьи.

Наши программы:

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом "Открытый мир".

 

Синдром Ретта (цереброатрофическая гипераммониемия) — психоневрологическое наследственное заболевание, приводящее к тяжелой форме умственной отсталости, в основном встречающееся у девочек.

Развитие ребёнка до 6 - 18 месяцев протекает нормально, но потом начинают пропадать приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными, временами речь совсем пропадает. Наблюдается низкий психологический тонус. Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным

или устремлённым в eдну точку перед собой. Движения становятся заторможенными. Появляются судорожные припадки.

Диагностика синдрома Ретта

Причина возникновения синдрома — мутации в гене MECP2, расположенном на Х-хромосоме, первоначально выявляется по внешним клиническим проявлениям. Подтверждение диагноза может быть получено в ходе сдачи генетического анализа, направленного на выявление дефекта в гене MECP2, что позволит отличить данный синдром от таких сходных на начальных этапах развития заболевания синдромов как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм и некоторых других.

Стадии заболевания

Характер течения синдрома Ретта значительно варьирует у разных детей, однако, в целом можно выделить следующие стадии течения заболевания:

  • I стадия определяется как аутистическая стадия, когда после первых 12-18 месяцев жизни после рождения ребенка отмечается резкая остановка психического развития, исчезновение интереса к окружающему миру. Также характерно для этой стадии снижение мышечного тонуса, замедление роста головы и конечностей на фоне общего роста тела.
  • II стадия так называемого «быстрого регресса», период течения которой обычно составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Эта стадия характеризуется смягчением аутоподобного поведения, ребенок проявляет некоторое эмоциональное отношение к близкому взрослому на фоне стремительного распада речевых функций, моторных функций, общего моторного беспокойства в виде насильственных движений руками моющего и потирающего характера. На этой стадии часто возникают расстройства дыхательных функций — задержка дыхания, глотание воздуха, гипервентиляция.
  • III стадия «псевдостационарная», период протекания которой может составлять более 10 лет, характеризуется слабоумием ребенка с полной утратой активной речи, нарушением произвольных движений, тремором мышц на фоне достаточно благоприятного эмоционального состояния, интереса к окружающему миру, частично сохранным пониманием простых бытовых жестов, возможностью кратковременного глазного контакта.
  • IV стадия — стадия «тотального слабоумия», характеризуется полной утратой способности к ходьбе, жеванию и распадом других жизненных навыков.

Лечение

Детям, страдающим синдромом Ретта, рекомендовано прохождение следующих программ, направленных на поддержку когнитивных, эмоциональных и социальных функций: курс по сенсорной интеграции, игротерапия, АВА-терапия, занятия с нейропсихологом, занятия с логопедом-дефектологом.

Наши программы:

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом "Открытый мир".

 

Расстройством аутистического спектра (РАС) считается общее расстройство развития, при котором, как правило, утрачивается способность инициирования социального взаимодействия и коммуникации.

Часто РАС сопровождается резким ограничением интересов и стереотипичностью поведения, что в комплексе приводит к социальной дезадаптации ребенка.

Классификация

РАС является предметом споров специалистов, камнем преткновения в составлении классификаций болезней, и словосочетанием, пугающим родителей, чьим детям предустановлен подобный диагноз. Расстройство аутистического спектра часто путают с ранним детским аутизмом (РДА), хотя на практике это принципиально разные нарушения.

В американском диагностическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) в раздел «Расстройство аутистического спектра» входят: аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, первазивное нарушение развития без дополнительных уточнений.

В Международной Классификации Болезней (МКБ-10), используемой в России, диагностическая категория РАС отсутствует вообще, а аутизм, синдром Аспергера и атипичный аутизм относятся к категории «Общие расстройства развития». 

Таким образом, становится ясно, что, употребляя формулировку «расстройство аутистического спектра», мы не можем иметь ввиду что-то конкретное, это всегда категория, включающая в себя несколько не связанных друг с другом расстройств, имеющих сходство лишь в некоторых поведенческих проявлениях.

На практике часто получается так, что понятия «аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что недопустимо как с точки зрения диагностики, так и с точки зрения составления программ реабилитации и лечения.

Наиболее известные симптомы аутизма, такие как:

  • сложности контакта с окружающим миром,
  • отсутствие реакции на обращенную речь,
  • отсутствие глазного контакта,
  • стереотипные действия и повторяющиеся движения

могут встречаться в комплексе других поведенческих и когнитивных расстройств, требующих абсолютно другого подхода и лечения.

Наши врач видят основную задачу в правильной постановке диагноза, что обеспечивает излечение. Мы проводим комплексную диагностику детей с неврологическими нарушениями по экспертным протоколам. Наша программа "Точный диагноз" основана на глубоком знании проблемы практическом опыте работы с речевой неврологией.

Диагностика и лечение

Для постановки точного диагноза и составления плана реабилитационных мероприятий требуются консультации опытных специалистов таких как: речевой невролог, психиатр, клинический психолог, логопед. Также необходимо проведение функциональных методов исследования: ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы.

Часто для подтверждения или опровержения диагноза требуется наблюдение за ребенком в динамике при смене медикаментозных препаратов и коррекционных мероприятий.

Наши программы:

Лечение аутизма и аутистического спектра у детей - наша ключевая специализация. Мы всесторонне разбираемся в специфике нарушений. Наши программы для детей с подозрением на аутистический спектр:

Программа обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм»

Диагностическая программа для детей с неврологическими нарушениями "Точный диагноз"

 

Наши программы для детей с установленным диагнозом:

Программа лечения детей с Расстройством аутистического спектра

Программа лечения детей с Ранним детским аутизмом

 

 

 

 

 

Диспраксия – задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.

Происхождение термина “диспраксия: "дис" - нарушение; "праксис" - движение.

Праксис – высшая психическая функция человека, формирующаяся прижизненно в контакте с окружающим миром. Праксис как высшая психическая функция служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, взять со стола ложку, сложить кубики, написать в тетради слово - все это может быть недоступным для человека с несформированным или нарушенным праксисом, при этом пациент не испытывает ограничений в двигательной сфере, не страдает парезами и параличами.

Причины

Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.

Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.

Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой "моторной программы".

Классификация

В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:

  • Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, "застреваний" на отдельных элементах программы;
  • Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
  • Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
  • Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности овладения конструктивной деятельностью - игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
  • Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) - несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах праксиса.

Лечение

Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).

Диагноз «Задержка психомоторного развития» обозначает отставание ребенка в темпах формирования моторных навыков и, как следствие, отставание в эмоциональном и когнитивном развитии.

Симптомы

Причиной отставания в развитии психомоторных функций чаще всего являются слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга. Причины могут быть врожденными, приобретенными в период внутриутробного развития (например, интоксикации лекарственными препаратами, гипоксии плода), полученными во время рождения или в первые месяцы жизни ребенка.

Обычно, на отставания психомоторного развития ребенка родителям указывает невролог при плановом осмотре, однако родители могут самостоятельно отмечать отставание в развитии таких базовых моторных навыков ребенка как:

  • способность удерживать голову на весу;
  • переворачиваться;
  • самостоятельно сидеть;
  • ползать;
  • вставать с опорой и без опоры;
  • ходить.

Также необходимо обращать внимание на такие симптомы, как чрезвычайно высокий или, наоборот, сниженный тонус крупных мышц всего тела ребенка (допустимо в рамках физиологической нормы до 10-11 месяца жизни ребенка).

Последствия

Несвоевременная смена моторных навыков, недостаточная автоматизированность движений, а также нарушение состояния мышечного тонуса ребенка могут привести к таким трудностям дальнейшего развития, как моторная неловкость, нарушения координации, отставания в развитии мелкой моторики, дефектам зрительно-пространственных представлений, гиперактивности, дефициту внимания и другим нарушениям психических функций.

Это обусловлено тесным взаимодействием различных областей мозга в осуществлении моторных, речевых и когнитивных функций.

Диагностика и лечение

Раннее выявление двигательных проблем позволяет более эффективно оказывать помощь, оптимизировать состояния моторных и когнитивных функций ребенка. В первую очередь родителям необходимо обратиться к неврологу для подтверждения диагноза, при необходимости пройти дополнительные обследования по назначению врача (ЭЭГ, электромиографии, компьютерной томографии). Затем можно приступать к нейропсихологической коррекции ребенка (по разрешению врача невролога), а также к работе с логопедом-дефектологом.

Под задержкой психического развития или ЗПР понимают задержку темпа формирования психических функций в детском возрасте.

Данный диагноз используется детскими врачами-неврологами и логопедами для констатации факта отставания в развитии таких функций, как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и, в ряде случаев, речь.

Речь является высшей формой проявления возможностей человека, опосредует высшие психические функции, является результатом развития и совокупной работы ряда психических функций. Таким образом, определенные проявления отставания в развитии речи могут быть симптомами задержки психического развития (ЗПР).

Диагноз «задержка психического развития» используется, преимущественно, в отечественной практике и выставляется в дошкольном возрасте. При сохранении симптомов отставания в школьном возрасте диагноз уточняется и пересматривается.

В иерархии нарушений и задержек развития, особенности развития, называемые задержкой психического развития (ЗПР), являются наиболее прогностически благоприятным и поддающимся коррекции нарушением.

Классификация

Существуют различные классификации задержек психического развития. По одной из классификаций выделяют:

1) ЗПР конституционального генеза, где причиной ЗПР считают задержку развития эмоционально-волевой сферы;

2) ЗПР соматогенного происхождения (вследствие соматического заболевания, двигательной или сенсорной депривации);

3) ЗПР психогенного происхождения (гипоопека, гиперопека, развитие по невротическому типу, вследствие тоталитарного и агрессивного стиля воспитания);

4) ЗПР церебрально-органического генеза (задержки развития на фоне патологического воздействия на нервную систему различной этиологии).

Сам по себе термин «ЗПР» является описательным, не несет информации о структуре нарушения и постепенно теряет свою актуальность среди специалистов педагогического профиля (психологов и логопедов).

Диагностика

Как правило, ЗПР диагностируется детским неврологом или психиатром после всестороннего обследования с использованием аппаратных методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ), сбора анамнеза и исключения других вариантов патологического развития ребенка (умственная отсталость, психические заболевания). Часто ЗПР является диагнозом, сопутствующим какому-либо неврологическому нарушению или особой жизненной ситуации ребенка.

После постановки врачом диагноза ЗПР, ребенок попадает на обследование к логопеду и нейропсихологу для уточнения качества и механизма задержек, выявления наиболее дефицитарных функций и постановки более точного нейропсихологического и логопедического статуса (например, несформированность сферы программирования и контроля, повышенная утомляемость, несформированность в сфере праксиса (диспраксия) или гнозиса, особенности мышления или эмоционально-волевой сферы, снижение объема слухо-речевого восприятия, алалия, и т.д.).

Лечение

Для преодоления задержки психического развития в большинстве случаев необходим комплексный мультидисциплинарный подход, когда врач-невролог назначает медикаментозное лечение для устранения неврологических причин задержки, но также в терапии участвуют специалисты лечебно-педагогического профиля.

Нейропсихолог занимается формированием и развитием отстающих психических функций. Логопед работает над развитием речи, формированием активного и пассивного словаря, ведет работу над развитием письма и чтения для предотвращения развития в будущем дислексии и дисграфии. В ряде случаев необходим курс массажа, мануальной терапии, остеопатического лечения.

Особое место в лечении ЗПР отводится уникальной методике, активно применяемой в современной практике ведущих западных медицинских центров – транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия метода транскраниальной магнитной стимуляции заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.

Курсовое лечение с помощью ТМС увеличивает как эффективность применения терапии, так и коррекционных занятий со специалистами – в разы сокращая время, требуемое на достижение результата. ЦРН «ДокторНейро» является одной из немногих в Москве клиник, практикующих применение ТМС в лечении задержки психического развития. В нашем центре установлено оборудование для проведения ТМС в максимальной комплектации, что позволяет нам применять как собственные, так и все известные на сегодняшний день протоколы лечения.

 

Задержка речевого развития (ЗРР) - темповое отставание от возрастных нормативов речевого развития у детей.

Диагноз "задержка речевого развития", как правило, ставят детям в возрасте до 3,5-х лет. Речь таких детей развивается с отклонениями от нормы, но механизмы и особенности их речевых нарушений еще не ясны. Понятие "задержка речевого развития" может включать в себя разные виды речевой патологии в детском возрасте как функционального, так и органического происхождения (алалия, дисфазия).

Причины

Причинами задержек речевого развития могут быть:

  • Вредоносные воздействия на нервную систему ребенка (осложнения при беременности и родах, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, нарушения обмена веществ и т.д.).
  • Генетически обусловленные нарушения развития.
  • Педагогическая запущенность.
  • Особенности развития детей при некоторых неврологических, психиатрических и соматических заболеваниях.
  • Вместе с этим, задержка речевого развития может быть вариантом нормативного развития ребенка, при котором наблюдается определенное отставание формирования компонентов речевой системы. Такое отставание не является критичным и легко преодолевается при подборе адекватной программы занятий.

Диагностика

В виду того, что причинами задержек речевого развития могут быть те, или иные заболевания, родителям, чьи дети имеют диагноз "задержка речевого развития (ЗРР)", следует обратиться к неврологу. Для уточнения диагноза, определения качества речевого нарушения, причин этого нарушения и составления комплексной программы развивающего обучения невролог может направить к логопеду или нейропсихологу.

В случае выявления симптомов неврологических нарушений, невролог может назначить дополнительные методы (функциональной) диагностики - ЭЭГ, УЗДГ. По необходимости методика вызванных потенциалов.

Лечение

После комплексной междисциплинарной диагностики, сбора анамнеза и определения причин задержки, для ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, включающий все необходимые мероприятия.

В ряде случаев, на ряду с логопедическими занятиями, ребенку требуется пройти курс остеопатического лечения (для улучшения мозгового кровообращения), курс массажа, мануальной терапии и лечение по методике Транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), курс нейропсихологической коррекции (для развития высших психических функций, участвующих в обеспечении речевых процессов).

Подобный комплексный подход к решению проблем, связанных с развитием речи позволяет максимально улучшить работу головного мозга, нервной системы и организма в целом, что даст ребенку необходимые возможности для усвоения речевых навыков и ускорит процесс развития.

Причины

Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.

Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).

В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.

  1. Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга - генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных (например, при олигофрении).
  2. Задерженное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребенка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы головного мозга) до 3-х летнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а так же задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) часто являются предпосылками школьной неуспеваемости, но при этом имеют относительно хороший прогноз в преодолении и являются наиболее частой причиной обращения родителей к специалистам в коррекционные центры. В грубых случаях необходима дифференциальная диагностика, позволяющая точно установиться диагноз, так как грубые задержки дают клиническую картину, схожую с умственной отсталостью.
  3. Поврежденное психическое развитие - является следствием патогенного воздействия на нервную систему в период ее относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (например, афазия; органическая деменция).
  4. Дефицитарное психическое развитие - вариант особенностей развития, связанный с недостаточностью отдельных систем организма: первичные нарушения двигательной сферы, нарушения зрения и слуха, инвалидизирующие соматические заболевания (заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, иногда - детский церебральный паралич (ДЦП). Изначально здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (часто это задержки развития по моторному или сенсорному типу). Первичный дефект ведет к недоразвитию связанных с ним психических функций. В случае преодоления первичного дефекта может давать картину ЗПР.
  5. Искаженное психическое развитие - сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Данная комбинация дает новую клиническую картину нарушений, не свойственную входящим в ее состав отдельным типам. Подобный тип формирования психической сферы наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).
  6. Дисгармоническое психическое развитие. По структуре схоже с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие психики происходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно, в эмоционально-волевой сфере. Примером могут служить ряд психопатий и, так называемых, патологических формирований личности, проявляющихся в юношеском и зрелом возрасте. Часто к подобному типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.

Диагностика и лечение

Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.

Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.

Непосредственно для лечения задержек органического генеза разработаны протоколы лечения на специальном реабилитационном оборудовании - транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Решение о возможности применения ТМС можно принимать только после постановки правильного диагноза, основанном на патогенезе нарушения.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.

Недоразвитие речи

Термин "общее недоразвитие речи (ОНР)" является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога.  Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)

Классификация

По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:

  • ОНР 1 уровня - отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
  • ОНР 2 уровня - начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
  • ОНР 3 уровня - появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
  • ОНР 4 уровня - речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.

Диагностика и лечение

Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи. 

На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР,  данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии - первоочередная задача - это развитие фонематического слуха.

Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога. 

При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

 

Подкатегории

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.