Дисфазия – приставка «дис» - нарушение, затруднение; «фазис» - речь. Одно из определений – нарушение речи любой этиологии.
В современной логопедической практике под дисфазией понимают нарушение формирования и развития речи у детей, как высшей психической функции. Часто понятие дисфазия используется как синоним алалии. Существенной разницы в способах преодоления дисфазии и алалии нет, как и разницы в их структуре и патогенезе. Путаница, возникающая при оперировании этими понятиями, связана с использованием специалистами различных классификаций нарушенйи.
Классификация
В ряде источников под «алалией» понимают нарушение речи именно вследствие органического поражения головного мозга. Понятие «дисфазия» может быть более общим и включать в себя речевые нарушения, связанные с функциональной несформированностью соответствующих отделов коры головного мозга и без органического поражения.
В отсутствии органической патологии головного мозга, причинами недостаточной готовности коры головного мозга к осуществлению полноценной речевой деятельности могут быть: двигательная депривация в детском возрасте в следствии соматического заболевания (артрит); социальная депривация; педагогическая запущенность.
В зависимости от того, какой компонент речевой функции больше страдает, речевой диагноз может быть дополнен и звучать как «сенсорная дисфазия» или «моторная дисфазия». Также в заключениях специалистов можно увидеть такие формулировки как «дисфазия развития», «особенности формирования речи по типу дисфазии развития» или «особенности формирования речи по типу моторной/сенсорной дисфазии».
Таким образом, говоря о дисфазии, мы имеем в виду трудности формирования речевой функции в детском возрасте, связанные с функциональной несформированностью коры головного мозга различной этиологии. При работе с подобными расстройствами необходимо определить и устранить причину, по которой произошла задержка, выявить «слабое звено» в речевой функции, строить логопедическую работу с учетом выявленных особенностей, уделяя достаточное внимание развитию как речи, так и других высших психических функций.
Лечение
Преодолением дисфазии занимаются речевой невролог, нейропсихолог и логопед. Работа основана на комлексном подходе, так как только препараты или только коррекционные специалисты не могут гарантировать результат и излечение.
Речевой невролог оценивает, имеет ли место органическое поражение центральной нервной системы, назначает медикаментозное лечение в случае необходимости. Наши неврологи работают по экспертным протоколам лечения и крайне осторожно подходят к назначению препаратов детям, поэтому будут выбраны оптимальные лекарственные средства, не имеющие побочных действий.
Параллельно с медикаментозной терапией мы выстраиваем индивидуальный коррекционный маршрут. Этим занимает наше отделение лечебной педагогики. В случае дисфазии работать с ребенком будут логопед-реабилитолог и нейропсихолог.
В качестве методики повышения эффективности при лечении мы используем европейский стандарт нейроабилитации - транскраниальную магнитную стимуляцию. Это неинвазивный способ лечения, способствующий восстановлению нервных связей в коре головного мозга.
В нашем центре разработана Программа для лечения дисфазии, подробнее о ней можно прочесть здесь.