Инфекционные перинатальные поражения – группа заболеваний у новорожденных детей, обусловленных внутриутробными инфекциями или неонатальным сепсисом.
Причины
Чаще всего инфекционное заражение ребенка связано с острыми инфекционными заболеваниями или обострением хронических очагов в организме матери в период беременности. Возбудители сифилиса, хламидиоза, токсоплазмоза, гепатита, герпеса и цитомегаловирус могу проникать через плаценту из организма матери и повреждать нервную систему плода. В процессе родов также есть риск инфицирования плода при прохождении его через родовые пути, инвазивных мероприятиях во время и сразу после родов, что может привести к развитию неонатального сепсиса (заражение крови).
Последствия
Перинатальные инфекционные поражения нервной системы чаще всего не касаются структур головного мозга, однако, их последствия могут существенно повлиять на дальнейшее созревание и развитие высшей нервной деятельности. Перенесенная при рождении инфекция может привести к различным психоневрологическим расстройствам: церебрастенический синдром, задержка речевого и психомоторного развития, речевые дефекты, вегетативные нарушения, расстройства поведения и социализации, гиперактивность.
Диагностика и лечение
При наличии признаков психоневрологического дефицита у ребенка, родителям немедленно необходимо обратиться к невропатологу и как можно раньше начать коррекцию последствий перенесенной инфекции. Механизм повреждения центральной нервной системы определяется типом возбудителя и тяжестью перенесенного в перинатальном периоде заболевания. Об этом необходимо сообщить врачу-неврологу, при составлении анамнеза и диагностики. Основными методами диагностики последствий перинатальных повреждений являются:
ЭЭГ (оценивает биоэлектрическую активность мозга),
Вызванные потенциалы (определяет специфическую биоэлектрическую активность мозга в ответ на конкретный раздражитель),
КТ, МРТ (визуализация структурных изменений тканей мозга)
Лечение последствий инфекционного перинатального повреждения включает в себя медикаментозную терапию (ноотропные и витаминные препараты), массаж, остеопатию, иглорефлексотерапию, педагогическую и логопедическую коррекцию, а также ТМС - транскраниальную магнитную стимуляцию, которая запускает моторные зоны коры головного мозга. Для восстановления социальной адаптации показаны занятия с психологом.