Дислексия – нарушение возможности полноценного овладения навыком чтения при сохранном интеллекте, зрении и достаточном образовательном уровне.
Трудности обучения чтению возникают по разным причинам, они могут входить в состав или быть следствием различных нарушений развития – умственная отсталость, нарушения зрения, педагогическая запущенность. Однако, под дислексией понимают именно специфические системные трудности при чтении, не являющиеся следствием более грубых нарушений.
Классификация и симптоматика дислексии
Дислексия является следствием функциональной несформированности мозговых структур, принимающих участие в обеспечении функции чтения. При чтении в коре головного мозга активируются сразу несколько отделов, участвующих в процессе получения и обработки информации: звуко-буквенный анализ, артикуляция, моторные переключения, оптико-пространственная и мнестическая деятельность. Таким образом, можно описать несколько видов дислексии в зависимости от того, какая зона является дефицитарной.
Например, при функциональной несформированности теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария у правшей можно наблюдать нарушение дифференциации близких по зрительным признакам букв (оптико-литеральная дислексия), либо угадывающее чтение в виде схватывания отдельной части слова(оптико-вербальная дислексия), либо трудности называния букв при правильном их копировании и возможности узнавания со слуха (оптико-мнестическая дислексия).
При несформированности теменных отделов коры головного мозга можно наблюдать артикуляторные трудности при чтении (афферентная дислексия), при функциональной несформированности задних лобных отделов коры отмечаются трудности переключения внутри моторной программы слов, персеверации, пропуски слогов и частей слов (эфферентная дислексия). При сенсорной дислекии (передние височные отделы левого полушария у правшей) отмечаются трудности звуко-буквенного анализа, ошибки чтения букв по акустическим признакам.
Также разделяют семантическую и аграмматическую дислексию. Данные виды дислекции проявляются в виде трудностей чтения окончаний, трудностей согласования слов и трудностей понимания прочитанного на уровне фраз и текстов.
Диагностика и лечение
Общим для большинства видов дислексий являются трудности чтения слов, слогов и букв, угадывающее чтение и трудности понимания прочитанного. Поскольку механизмы нарушения разные, для продуктивной коррекции требуется точная логопедическая и нейропсихологическая диагностика, изучение анамнестических данных, консультация невролога и, в ряде случаев, использования методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ).
Основным методом преодоления дислексии являются занятия с логопедом и нейропсихологом. В ряде случаев, врач невролог назначает дополнительные процедуры: массаж, остеопатическое лечение, транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС).