Синдромный анализ

Нейропсихологическое обследование, будь то ребенка или взрослого, позволяет качественно проанализировать состояние высших психических функций (таких как речь, память, внимание, праксис, гнозис, состояние чтения и письма и т.д.), выявить нарушенные или несформированные звенья функциональной системы, обеспечивающей работу той или иной функции, качественно квалифицировать симптом, то есть выявить первичные и вторичные нарушения, а также поставить топический диагноз – выявить локализацию нарушенной функции, выявить те пораженные (или отстающие в формировании) участки мозга, являющиеся мозговым субстратом, отвечающим на работу определенного «фактора» высшей психической функции.

Проведение нейропсихологического обследования и постановка нейропсихологического диагноза является обязательным условием дальнейшей грамотной нейрореабилитационной работы, как с ребенком, так и взрослым. Только восстановление нарушенного звена психической функции (в случае повреждения ЦНС во взрослом возрасте) и стимуляция развития несформированного звена (в детском возрасте) позволяет восстановить (сформировать) работу всей высшей психической функции.

Таким образом, нейропсихологическое обследование представляет собой «синдромный анализ» – термин, введенный А.Р. Лурия (1902-1977гг) на основе пересмотренных и дополненных им взглядов таких выдающихся ученых как Анохин П.К., Павлов И.П., Ухтомский А.А., Филимонов Н.И., Выготский Л.С. и многих других.

«Синдромный анализ» - что же это такое?

Каждая высшая психическая функция человека в нейропсихологии понимается как некая функциональная система, имеющая в своем составе ряд звеньев, обеспечивающих ее работу. Так, к примеру, речь как высшая психическая функция включает в себя следующие звенья: звено фонематического анализа, отвечающее за переработку звуков речи в осмысленные слуховые стимулы (фонемы), при несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал; кинестетическое звено (способность к артикуляции необходимого звука речи) - при поражении данного звена возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими вследствие трудностей дифференциации близких артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом;кинетическое звено (возможность выполнение серийных артикуляторных движений), а также некоторые другие, без которых понимание или порождение речи было бы невозможно.

Перечисленные звенья, каждое из них, является «фактором», определенным механизмом, «собственной функцией» определенного участка мозга. Таким образом, в осуществлении любой ВПФ, в том числе и речи, принимают участие различные механизмы, звенья, мозговые структуры, внося свой специфический вклад в работу всей функциональной системы.

Одно и то же звено («фактор») может быть включено в работу различных ВПФ. Следовательно, при поражении одного участка мозга могут быть нарушены разные ВПФ, однако нарушены они будут по одному принципу, у них будет один механизм нарушения. В то же время одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении различных участков мозга, однако специфика нарушения этой функции каждый раз будет различной (например, понимание речи при поражении височных, лобных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария).

Таким образом, синдромный (или факторный) анализ, осуществляемый в рамках нейропсихологического обследования, предполагает:

  • Выявление симптомов нарушения разных психических функций
  • Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами
  • Поиск общего в нарушениях разных ВПФ (фактора)
  • Указание на локализацию поражения

Симптом – непосредственное нарушение ПФ, то есть то, что мы видим, сам феномен (нарушение письма, понимания, произношения и т.д.).
Нейропсихологический синдром - закономерное сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений ПФ), основой которых является нарушение (выпадение) определенного нейропсихологического фактора.

Кроме того, в ходе нейропсихологического обследования важно выявление первичных, вторичных и третичных нарушений, а также сохранных звеньев функциональных систем.

Для чего это нужно и что это такое?

Первичное нарушение – это нарушение, непосредственно связанное с поврежденным, выпавшим, несформированным звеном (фактором) функциональной системы. К примеру, непонимание речи, вследствие нарушения фонематического слуха.

Вторичное нарушение – системно связанное с первичным, нарушающееся по причине отсутствия важной составляющей своей работы, т.е. расстройство функциональной системы в целом. Так, важно отделить истинное нарушение понимания речи (фонематического слуха) от нарушений нейродинамического или регуляторного компонента психической деятельности, также затрудняющие понимание речи по причине недостаточности концентрации произвольного внимания, быстрого истощения функции.

Третичные нарушения работы функциональной системы связаны с компенсаторными перестройками, то есть при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено.

Выявление сохранных звеньев функциональной системы необходимо для проведения дальнейшей нейрореабилитационной работы. Сохранное звено как важная опора для возможности восстановления нарушенной функции, перестройки функциональной системы.

Синдромный анализ как основной метод нейропсихологической диагностики незаменим в клинике детских расстройств (ЗПР, ОНР, ДЦП, ЧМТ), а также в клинике постинсультных и сосудистых нарушений различной этиологии и травмы у взрослых.

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.

error_reporting(~E_DEPRECATED)