Нарушения письма, вызванные патогенным воздействием на нервную систему взрослого человека, проявляющиеся в виде невозможности пользоваться письменной речью при сохранной общей и мелкой моторике называют аграфией.
Проявление нарушения письма
Аграфия – это полный или частичный распад навыка письма, проявляющийся в виде невозможности написания слов разной слоговой сложности, отдельных слогов и даже букв, трудностях согласования слов, пропусках букв, слов и предлогов. Подобные ошибки не относятся к орфографии или грамматике языка, их нельзя исправить с помощью изучения правил правописания. Пациенты с подобными нарушениями не удерживают последовательность букв в слове, путают буквы по фонетической («г/к», «о/ё»), моторной («п/т»; «ц/щ») и оптической («н/п»; «к/х») близости. Часто пациенты не могут что-то написать, потому что «не понимают, как это делается». У пациентов распадаются представления о связи букв и звуков, составление слогов и конструирование слов из букв становится невозможным.
Аграфия может выступать как изолированное нарушение, но чаще встречается в составе более широких синдромов, таких как афазия. В таком случае характер нарушения письменной речи будет соответствовать характеру нарушения речи в целом. Так или иначе, нарушения письма разнообразны и требуют четкого понимания структуры нарушения для построения адекватного и продуктивного процесса реабилитации.
Диагностика и лечение
Специалистами, занимающимися диагностикой и восстановительным обучением при нарушениях письма, являются логопед-реабилитолог или афазиолог и нейропсихолог.
В ходе работы с подобной категорией пациентов, в зависимости от качества и степени выраженности нарушения, используются упражнения на списывание отдельных слов и букв; выбор из образца и расстановка пропущенных букв в словах и текстах; конструирование слов из предложенных букв; проводятся занятия со стимульным материалом по типу прописей; предлагается разложить подписи под соответствующими картинками; ведется работа над восстановлением письма за счет прописывания «упроченных» слов (собственных биографических данных, географических названий и т. д.). В каждом отдельном случае задания подбираются, а иногда и разрабатываются индивидуально.
Работа с пациентом ведется после всестороннего обследования, включающего осмотр врачей различного профиля (невролог, кардиолог, психоневролог, терапевт), функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) и под контролем лечащего врача. Отдельно рассчитывается уровень допустимой когнитивной нагрузки для каждого пациента и ведется контроль его соматического состояния.