Нарушения чтения во взрослом возрасте могут развиваться по нескольким механизмам: нарушения чтения вследствие трудностей овладения навыком чтения в детском возрасте (дислексия); нарушение чтения вследствие поражения коры головного мозга во взрослом возрасте (алексия); нарушения чтения, входящие в состав более обширного нарушения речи (афазии).
Дислексия
Дислексия является следствием особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Как правило, трудности овладения чтением у детей возникают вследствие задержек психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ОНР), но так же существуют данные о том, что сложности овладения чтением могут возникать как следствие переучивания «левшей» на «правшей». Чаще всего, к взрослому возрасту проблему чтения удается решить по средством занятий с логопедами, дефектологами и учителями, однако известны случаи дислексии во взрослом возрасте в том числе и у успешных знаменитых людей (Том Круз, Мерилин Монро).
Алексия
Алексия – это нарушение уже сформированного навыка чтения, которое может иметь различные проявления: невозможность «узнавания» букв, трудности составления слов из букв, трудности понимания смысла прочитанного. Симптомы алексии зависят от того какой участок коры головного мозга пострадал вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы и того, нарушение какой высшей психической функции (пространственная функция, слухоречевая память, зрительное восприятие) лежит в основе нарушения чтения. Алексия часто сочетается с нарушениями речи (афазии) и нарушениями письма (аграфия). Диагноз «алексия» редко бывает самостоятельным. В качестве отдельного диагноза «алексию» ставят пациентам, у которых нарушения чтения не связаны с нарушением речи (афазией) или выражены намного сильней, чем афазия (легкая степень афазии при выраженных нарушениях чтения).
Нарушения чтения, наблюдающиеся при грубых нарушениях речи (афазия), по своему механизму соответствуют основному речевому диагнозу (моторная, сенсорная, амнестическая, динамическая, акустико-мнестическая, семантичечкая афазия). Возможности чтения в подобных случаях, как правило, соответствуют возможностям устной речи.
Лечение
Преодоление нарушений чтения во взрослом возрасте – комплексная междисциплинарная задача, лежащая в сфере деятельности таких специалистов как: невролог, логопед и нейропсихолог. Врач-невролог на основе анамнеза и наблюдения, используя данные нейровизуализации (КТ, МРТ) и функциональных методов диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) определяет особенности функционирования нервной системы пациента. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение, направляет пациента на консультации специалистов смежных областей (офтальмолог, психиатр, терапевт), назначает физиотерапевтические процедуры, массаж, остеопатическое лечение. Логопед и нейропсихолог определяют качество и степень нарушения чтения, на основе данных комплексной нейропсихологической и логопедической диагностики составляют программу развивающего обучения, проводят коррекционно-восстановительные занятия.