Важным показателем здоровья являются двигательные навыки, своевременно формирующиеся у ребенка с момента рождения. Если в определенный возрастной период малыш не начал переворачиваться, ползать, держать голову, сидеть, стоять, ходить, то в большинстве случаев это может говорить о задержке психомоторного развития (ЗПМР). В этой статье вместе с врачами Клиники речевой неврологии «ДокторНейро» мы рассмотрим симптомы, диагностические и лечебные методы такого типа нарушений.
Симптоматика ЗПМР
Задержка психомоторного развития наблюдается при дисфункции головного мозга, органических нарушениях и двигательных расстройствах и неизбежно влечет за собой последующее отставание в когнитивном (познавательном) и психоэмоциональном развитии малыша.
Причины возникновения таких нарушений могут быть абсолютно разными:
- генетически обусловленные;
- приобретенные:
- внутриутробные (вследствие интоксикации лекарствами препаратами, кислородного голодания плода и т.д.);
- в процессе родов;
- в первые месяцы жизни новорожденного. - Как правило, на психомоторные нарушения первым укажет врач-невролог на плановом осмотре ребенка. Однако есть базовые симптомы, на проявление которых могут обратить внимание родители самостоятельно.
- 2 месяца: лежа на животе не способен поднять и удерживать голову.
- 3 месяца: лежа на животе на предплечья не опирается, не пытается тянуться к ярким предметам или игрушкам;
- 4-5 месяцев: не пытается делать переворот, выпрямиться, держась за руки взрослого, находясь лежа на спине;
- 6 месяцев: не сидит, не осуществляет переворот;
- 7-8 месяцев: не осуществляет переворот с живота на спину, не может ползать, а также стоять с поддержкой взрослого, не может сидеть с опорой и без опоры;
- 9 месяцев: не поднимается сам, не может шагать возле опоры;
- 10-11 месяцев: самостоятельно не способен стоять на ногах, не может делать шаги, держась за руку взрослого;
- 12 месяцев: не может присесть и встать, ходить без опоры или поддержки.
Симптомы могут сопровождаться неврологическими синдромами:
- гипертонус конечностей;
- гипервозбудимость;
- гипертензия внутричерепная;
- дисфункция вегетативная;
- диффузная мышечная гипотония конечностей.
Степени задержки психомоторного развития
В зависимости от количества возрастных периодов, на которое «запаздывает» психомоторное развитие ребенка выделяют три степени:
- Легкая: задержка развития не превышает 2-3 месяца от возрастных сроков формирования двигательных навыков. Чаще всего диагностируется в случае недостаточного присмотра и ухода, а также при других сопровождающихся хронических патологиях;
- Средняя: психомоторные навыки формируются с опозданием на 3-6 месяцев, как правило у детей с диагнозом «энцефалопатия».
- Тяжелая: развитие задерживается от естественных норм больше чем на полгода. Такую степень специалисты наблюдают при аномальной работе головного мозга, внутриутробных поражениях центральной нервной системы, энцефалите и т.д.
Психомоторная задержка может быть:
- парциальная: например, одна рука или нога работает хуже другой;
- общая: все моторные и двигательные функции не сформированы в соответствии с возрастными нормами.
Последствия ЗПМР
Отстающее развитие психомоторных и двигательных функций, низкий уровень самостоятельности и автоматизированности движений тела, нарушенное состояния тонуса мышц могут спровоцировать негативные последствия для дальнейшего полноценного развития ребенка, а именно создать дополнительные трудности:
- нарушение согласованности действий различных мышц (координации движений);
- рассогласованность движений конечностей при ходьбе (моторная неловкость);
- гиперактивность;
- дефицит внимания;
- низкий уровень мелкой и крупной моторики;
- нарушения социально-средовой и пространственной ориентации.
Все это связано с тесным взаимодействием между когнитивными, моторными, речевыми функциями головного мозга.
Диагностика и программы лечения задержки психомоторного развития
Своевременная диагностика психомоторных и двигательных нарушений позволит максимально эффективно оказать профессиональную комплексную помощь, направленную на оптимизацию когнитивных, речевых и моторных функций ребенка.
Чрезвычайно важно родителям как можно раньше посетить детского невролога для выявления и постановки точного и правильного диагноза. В случае назначения врачом необходимо обязательно пройти дополнительные функциональные и медицинские обследования (ЭЭГ, электромиография, компьютерная томография). Только после этого по разрешению врача ребенок может приступить к коррекционным занятиям с нейропсихологом, а также, к работе с логопедом-дефектологом.
В Клинике речевой неврологии «ДокторНейро» Ваш ребенок может пройти комплексную диагностику, на основании которой команда коррекционных специалистов и врачей разработает эффективную программу реабилитации, а также назначит индивидуальную схему лечения. Получить консультацию можно по телефону +7 495 266-19-25.
Читайте также: Симптомы и лечение задержки психомоторного развития, Программа "Запуск речи + Транскраниальная магнитная стимуляция" для детей