Каждая мама хотя бы раз задавалась вопросом, правильно ли развивается речь малыша или стоит посетить логопеда? В этой статье вместе со специалистами Клиники речевой неврологии «ДокторНейро» мы постараемся ответить на этот вопрос и сформулировать конкретные рекомендации родителям, в каких случаях занятия с логопедом являются крайне необходимыми.
Родителям достаточно сложно самостоятельно разобраться с тем, когда ребенку необходима помощь коррекционного специалиста. Интернет переполнен достаточно противоречивой информацией.
Как правило, условно выделяют три группы родителей, которые:
- стремятся начать коррекцию нарушений в развитии речи ребенка перед поступлением в школу, в возрасте 5-6 лет;
- уверены в том, что проблемы с речью устранятся сами собой и рано или поздно развитие речи малыша будет соответствовать возрастной норме;
- на раннем этапе обращаются к коррекционным специалистам с целью максимального контроля за правильностью развития устной и письменной речи ребенка.
Давайте разберемся, кто же из родителей прав?
Как понять, все ли в порядке?
Прежде всего стоит понять, что речевые нарушения не связаны исключительно с неправильным произношением звуков. Все намного сложнее. О проблемах в развитии речи могут сигнализировать:
- низкая речевая активность;
- ограниченный активный и пассивный словарь;
- сложности с усвоением и пониманием обращенной речи;
- трудности с построением словосочетаний, фраз и предложений, а также связных высказываний.
Специалисты отмечают, что в соответствии с общепризнанными нормами речь ребенка развивается достаточно плавно в рамках определенных возрастных границ. Значимыми для раннего возраста являются следующие обобщенные критерии:
- количество слов в словарном запасе;
- уровень понимания обращённой речи;
- активность и понятность фразовой речи.
Рассмотрим нормы речевого развития детей в разном возрасте.
Возраст – 1 год
- обращается и тянется к взрослому с просьбой;
- может поздороваться и попрощаться, используя соответствующие жесты, слова;
- в процессе игры может активно использовать звукоподражание («бе», «иго-го», «мяу», «му», «ав-ав», «как-кап», «ку-ку», «буль-буль», «топ-топ», и др.);
- в активном словаре есть 10-12 простых слов;
- по просьбе взрослого может найти и принести предмет, который знает.
В каких случаях стоит обратиться к логопеду?
- в словарном запасе менее 10 слов;
- отсутствует речь в любом ее проявлении;
- во время игры не употребляет эмоциональные междометия и звукоподражания.
Возраст – 2 года
- словарный запас охватывает от 200 до 300 слов, в том числе наречия и местоимения;
- во время игры может назвать и перечислить свои действия;
- произносит простые фразы из 2-3 слов («я хочу пить», «дай игрушку», «смотри, там собачка» и пр.);
- способен выполнить просьбу, предусматривающую два действия;
- может различить слова, похожие друг на друга («кот-кит», «удочка – уточка», «усы-уши» и т.д.).
Важно отметить, что у ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет формируются звуки раннего онтогенеза – А, О, Э, П, Б, М.
В каких случаях стоит обратиться к логопеду?
- ребенок очень мало говорит;
- игра сопровождается исключительно некоторыми звуками и/или слогами;
- необходимо несколько раз повторить, чтобы малыш понял просьбу и выполнил ее.
Возраст – 3 года
- словарный запас – 500-1000 слов;
- использует простые фразы и словосочетания из 3-4 слов;
- часто задает вопрос «почему?»;
- может рассказать, в какую игру играет;
- распознает вопросы косвенных падежей («чем ты разукрашиваешь?», «кому ты подаришь эту открытку?»);
- допустимо искажение сложных слов.
В возрасте 2-3 лет в норме у ребенка формируются звуки среднего онтогенеза – И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
В каких случаях стоит обратиться к логопеду?
- в общении используются отдельные слова либо простые фразы до 2 слов;
- не может рассказать, во что играет;
- нарушено произношение звуков.
Возраст – 4 года
- 500-2000 слов в словарном запасе;
- правильное произношение практически всех звуков, при этом допускается искажение или замена «Ш-Ж», «Р-Рь», «Л-Ль»;
- не путает слоги в словах;
- в общении использует длинные сложносочиненные или сложноподчиненные предложения;
- способен рассказать о том, как провел день в детском саду или, чем был занят, когда был у бабушки с дедушкой.
В каких случаях стоит обратиться к логопеду?
- неправильное произношение звуков С, З, Ц;
- замена звука Ль на Й;
- использование в речи простых фраз;
- не способен составить короткий рассказ;
- речь может быть непонятной для сверстников и взрослых.
В этом возрастном периоде уже стоит задуматься о занятиях с логопедом по постановке звуков С, З, Ц, Ль. При этом рекомендуется повременить с шипящими и звуками Л-Р.
Возраст – 5 лет
- используются все части речи (существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия);
- понимает и может назвать обобщающие понятия («одежда», «транспорт», «фрукты», «цветы», «цвета», «игрушки» и др.);
- способен распознать и назвать первый и последний звуки в слове;
- корректно согласовывает слова в словосочетаниях, фразах, предложениях;
- составляет развернутый рассказ, может правильно перечислить последовательность событий;
- может неправильно произносить звуки Л и Р.
В каких случаях стоит обратиться к логопеду?
- при составлении рассказа достаточно сложно подбираются слова;
- в устной речи допускается много ошибок;
- большинство звуков произносятся неправильно.
Возраст – 6 лет
Сензитивный период для речевого развития завершается в возрасте 6 лет, когда детская речь соответствует речи взрослого. Активный и пассивный словарь ребенка ограничен естественными возрастными рамками, но основные грамматические средства языка полностью усвоены.
Важно понимать, что речь развивается постепенно и невозможно перепрыгнуть с одного этапа речевого развития на другой. Речь ребенка независимо от его возраста должна пройти все упущенные периоды:
- от слогов-звукоподражаний к словам;
- от слов к фразе;
- от фразы к связному предложению.
Чем позднее родители дошкольника обратятся к коррекционным специалистам, тем меньше времени останется на речевую коррекцию. Стоит обратить внимание, что правильно и своевременно сформированная речь ребенка влияет не только на его общее развитие, но и дальнейшую социальную адаптацию в обществе. Поэтому в случае любых отклонений речи от возрастных норм, рекомендуем обратиться к логопеду-дефектологу. Получить подробную консультацию вы можете в Клинике речевой неврологии «ДокторНейро» по телефону +7 495 266-19-25.
Читайте также: Задержка речевого развития лечение в нейроклинике ДокторНейро Вам поставили диагноз и требуется лечение?