ДокторНейро

Молодежная

Рублевское ш. 95, к. 1

Пн - Вс с 9:00 до 20:00

Каждая мама хотя бы раз задавалась вопросом, правильно ли развивается речь малыша или стоит посетить логопеда? В этой статье вместе со специалистами Клиники речевой неврологии «ДокторНейро» мы постараемся ответить на этот вопрос и сформулировать конкретные рекомендации родителям, в каких случаях занятия с логопедом являются крайне необходимыми.

Родителям достаточно сложно самостоятельно разобраться с тем, когда ребенку необходима помощь коррекционного специалиста. Интернет переполнен достаточно противоречивой информацией.

Как правило, условно выделяют три группы родителей, которые:

  • стремятся начать коррекцию нарушений в развитии речи ребенка перед поступлением в школу, в возрасте 5-6 лет;
  • уверены в том, что проблемы с речью устранятся сами собой и рано или поздно развитие речи малыша будет соответствовать возрастной норме;
  • на раннем этапе обращаются к коррекционным специалистам с целью максимального контроля за правильностью развития устной и письменной речи ребенка.

Давайте разберемся, кто же из родителей прав?

Как понять, все ли в порядке?

Прежде всего стоит понять, что речевые нарушения не связаны исключительно с неправильным произношением звуков. Все намного сложнее. О проблемах в развитии речи могут сигнализировать:

  • низкая речевая активность;
  • ограниченный активный и пассивный словарь;
  • сложности с усвоением и пониманием обращенной речи;
  • трудности с построением словосочетаний, фраз и предложений, а также связных высказываний.

Специалисты отмечают, что в соответствии с общепризнанными нормами речь ребенка развивается достаточно плавно в рамках определенных возрастных границ. Значимыми для раннего возраста являются следующие обобщенные критерии:

  • количество слов в словарном запасе;
  • уровень понимания обращённой речи;
  • активность и понятность фразовой речи.

Рассмотрим нормы речевого развития детей в разном возрасте.

Возраст – 1 год

  • обращается и тянется к взрослому с просьбой;
  • может поздороваться и попрощаться, используя соответствующие жесты, слова;
  • в процессе игры может активно использовать звукоподражание («бе», «иго-го», «мяу», «му», «ав-ав», «как-кап», «ку-ку», «буль-буль», «топ-топ», и др.);
  • в активном словаре есть 10-12 простых слов;
  • по просьбе взрослого может найти и принести предмет, который знает.

В каких случаях стоит обратиться к логопеду?

  • в словарном запасе менее 10 слов;
  • отсутствует речь в любом ее проявлении;
  • во время игры не употребляет эмоциональные междометия и звукоподражания.

Возраст – 2 года

  • словарный запас охватывает от 200 до 300 слов, в том числе наречия и местоимения;
  • во время игры может назвать и перечислить свои действия;
  • произносит простые фразы из 2-3 слов («я хочу пить», «дай игрушку», «смотри, там собачка» и пр.);
  • способен выполнить просьбу, предусматривающую два действия;
  • может различить слова, похожие друг на друга («кот-кит», «удочка – уточка», «усы-уши» и т.д.).

Важно отметить, что у ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет формируются звуки раннего онтогенеза – А, О, Э, П, Б, М.

В каких случаях стоит обратиться к логопеду?

  • ребенок очень мало говорит;
  • игра сопровождается исключительно некоторыми звуками и/или слогами;
  • необходимо несколько раз повторить, чтобы малыш понял просьбу и выполнил ее.

Возраст – 3 года

  • словарный запас – 500-1000 слов;
  • использует простые фразы и словосочетания из 3-4 слов;
  • часто задает вопрос «почему?»;
  • может рассказать, в какую игру играет;
  • распознает вопросы косвенных падежей («чем ты разукрашиваешь?», «кому ты подаришь эту открытку?»);
  • допустимо искажение сложных слов.

В возрасте 2-3 лет в норме у ребенка формируются звуки среднего онтогенеза – И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

В каких случаях стоит обратиться к логопеду?

  • в общении используются отдельные слова либо простые фразы до 2 слов;
  • не может рассказать, во что играет;
  • нарушено произношение звуков.

Возраст – 4 года

  • 500-2000 слов в словарном запасе;
  • правильное произношение практически всех звуков, при этом допускается искажение или замена «Ш-Ж», «Р-Рь», «Л-Ль»;
  • не путает слоги в словах;
  • в общении использует длинные сложносочиненные или сложноподчиненные предложения;
  • способен рассказать о том, как провел день в детском саду или, чем был занят, когда был у бабушки с дедушкой.

В каких случаях стоит обратиться к логопеду?

  • неправильное произношение звуков С, З, Ц;
  • замена звука Ль на Й;
  • использование в речи простых фраз;
  • не способен составить короткий рассказ;
  • речь может быть непонятной для сверстников и взрослых.

В этом возрастном периоде уже стоит задуматься о занятиях с логопедом по постановке звуков С, З, Ц, Ль. При этом рекомендуется повременить с шипящими и звуками Л-Р.

Возраст – 5 лет

  • используются все части речи (существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия);
  • понимает и может назвать обобщающие понятия («одежда», «транспорт», «фрукты», «цветы», «цвета», «игрушки» и др.);
  • способен распознать и назвать первый и последний звуки в слове;
  • корректно согласовывает слова в словосочетаниях, фразах, предложениях;
  • составляет развернутый рассказ, может правильно перечислить последовательность событий;
  • может неправильно произносить звуки Л и Р.

В каких случаях стоит обратиться к логопеду?

  • при составлении рассказа достаточно сложно подбираются слова;
  • в устной речи допускается много ошибок;
  • большинство звуков произносятся неправильно.

Возраст – 6 лет

Сензитивный период для речевого развития завершается в возрасте 6 лет, когда детская речь соответствует речи взрослого. Активный и пассивный словарь ребенка ограничен естественными возрастными рамками, но основные грамматические средства языка полностью усвоены.

Важно понимать, что речь развивается постепенно и невозможно перепрыгнуть с одного этапа речевого развития на другой. Речь ребенка независимо от его возраста должна пройти все упущенные периоды:

  • от слогов-звукоподражаний к словам;
  • от слов к фразе;
  • от фразы к связному предложению.

Чем позднее родители дошкольника обратятся к коррекционным специалистам, тем меньше времени останется на речевую коррекцию. Стоит обратить внимание, что правильно и своевременно сформированная речь ребенка влияет не только на его общее развитие, но и дальнейшую социальную адаптацию в обществе. Поэтому в случае любых отклонений речи от возрастных норм, рекомендуем обратиться к логопеду-дефектологу. Получить подробную консультацию вы можете в Клинике речевой неврологии «ДокторНейро» по телефону +7 495 266-19-25.

Читайте также: Задержка речевого развития лечение в нейроклинике ДокторНейро Вам поставили диагноз и требуется лечение?

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.



Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю, что согласен с политикой конфиденциальности данного сайта и даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.