ДокторНейро

Молодежная

Рублевское ш. 95, к. 1

Пн - Вс с 9:00 до 20:00

В последние годы в мире и в нашей стране отмечается устойчивая тенденция к стремительному росту численности детей с аутизмом. При этом в профессиональной медицинской и психолого-педагогической среде специалистами все чаще обсуждаются сложности диагностирования целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу, а также ошибки, которые при этом возникают. Благодаря многолетней работе с детьми с РАС и РДА врачами и специалистами клиники речевой неврологии «ДокторНейро» была разработана комплексная программа всестороннего глубокого анализа нарушений аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие детского невролога, детского психиатра/психоневролога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога при вынесении коллегиального решения относительно единого согласованного диагноза. О том, почему диагноз может быть неточным или неправильным, и как избежать ошибок, мы поговорим с Кириллом Грабовским, детский речевым неврологом, главным врачом клиники ДокторНейро.

Почему диагноз может быть ошибочным?

Ошибки при постановке диагноза могут возникнуть в виду того, что под общее определение «аутизм» попадает весьма общий набор определенных поведенческих симптомов.

Основные типичные поведенческие симптомы при РДА и РАС заключаются в так называемой «триаде нарушений»:

    • отказ от общения или формальный контакт;
    • пассивное принятие контакта, если инициативу проявляет другой человек;
    • изменения эмоционального фона;
    • замкнутость и социальная дезадаптация;
    • нежелание играть со сверстниками;
    • нежелательное деструктивное поведение в обществе.
  1. Нарушения в сфере коммуникации (общения):
    • задержки в формировании или полное отсутствие речи;
    • нарушения в грамматическом и фонетическом строе речи;
    • отсутствие невербальной коммуникации (нарушения понимания и слабое использование жестов, мимики, нарушения в интонации голоса);
    • отсутствует желание и мотивация к общению с окружающими людьми;
    • отсутствие в речи личных местоимений;
    • использование неологизмов в речи (ребенок сам придумывает слова).
  2. Нарушения в сфере коммуникации (общения):
    • задержки в формировании или полное отсутствие речи;
    • нарушения в грамматическом и фонетическом строе речи;
    • отсутствие невербальной коммуникации (нарушения понимания и слабое использование жестов, мимики, нарушения в интонации голоса);
    • отсутствует желание и мотивация к общению с окружающими людьми;
    • отсутствие в речи личных местоимений;
    • использование неологизмов в речи (ребенок сам придумывает слова).
  3. Нарушения в сфере психического развития:
    • компульсивное (намеренное соблюдению правил) и стереотипное поведение («бесцельно» повторяющиеся действия): постукивание, кручение предметов, потряхивание кистями рук, раскачивание телом, повторяющиеся удары, выкрики, расстановка игрушек в ряд, сортировка предметов по цвету или размеру и т.д.;
    • определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение), в том числе с игрушками и предметами;
    • чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде);
    • ограниченность интересов, однообразие игр.

Таким образом, если в поведении маленького пациента будут отмечены сразу несколько подобных нарушений, то с большой вероятностью будет поставлен диагноз «аутизм» без учета истинных причин возникновения патологии. Стоит отметить, что даже несмотря на целый ряд диагностических методик и алгоритмов, ситуации, в которых одно нарушение «подменяется» другим случаются нередко.

В чем различие между РАС, РДА, мутизмом и алалией?

Очень важно понимать, что ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спектра (РАС) – это разные заболевания.

Как правило, РДА характеризуется минимум тремя-четырьмя признаками из общей симптоматики аутистического спектра: сложности социального взаимодействия с окружающими людьми, трудности с выражением эмоций и чувств, особенности нарушений речевого развития (эхолалии, аграмматизмы, отсутствие местоимений, штампованность, интонационная монотонность).

Отличительной особенностью РАС (атипичная форма аутизма, синдром Ретта, дезинтегративное детское расстройство, гиперкинетическое расстройство с олигофренией, болезнь Аспергера и пр.) является то, что оно представляет собой не отдельное заболевание, а последствие органического поражения ЦНС или генетическое нарушение. Простыми словами, расстройство аутистического спектра без какой-либо причины существовать не может.

Следует акцентировать внимание на том, что в возрасте 4-4,5 лет РАС можно «перепутать» с мутизмом или сенсорной алалией. В чем основные отличия?

Классический невроз лежит в основе мутизма. То есть абсолютно физически здоровый малыш, не имея органических патологий и отклонений в развитии интеллекта, не разговаривает и не реагирует на любые вопросы. Несмотря на внешнюю схожесть, это абсолютно разные заболевания.

Очень часто сенсорная алалия «маскируется» под РАС: нарушения или полное отсутствие речи и ее восприятия, проблемы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, замкнутость и т.д. Несмотря на то, что поведение малыша характеризуется аутоподобными чертами, структура дефекта при РАС будет принципиально отличаться от сенсорной алалии.

Как избежать ошибок диагностики?

Аутизм представляет собой очень сложное сочетанное заболевание, диагностика которого не может быть проведена одним узким специалистом, например, психиатром, неврологом или логопедом. Точность постановки диагноза возможно обеспечить только за счет проведения совместного консилиума врачей (детского невролога, психиатра/психоневролога) и коррекционных специалистов (нейропсихолога, логопеда-дефектолога) на основе проведенных обследований (ЭЭГ) и полученных результатов анализов.

Детский невролог определит характер поражения центральной нервной системы, а также установит первопричину – приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/генетическая патология.

Детский психиатр/психоневролог определит психический статус ребенка и психопатологическую классификацию выявленных феноменов для глубокого анализа заболевания.

Нейропсихолог оценит функциональное состояние детского мозга, соответствие зрелости психоэмоциональной сферы возрасту маленького пациента, определит, что мешает нормальной ежедневной коммуникации и нормотипичному развитию ребенка.

Логопед-дефектолог проведет комплексную диагностику развития речи, выявит индивидуальные особенности малыша, а также потенциальные возможности его познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

Диагностические программы в Центре речевой неврологии «ДокторНейро» разработаны в четком соответствии с рекомендациями и протоколами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также учитывают собственный многолетний опыт в работе с детьми с аутизмом. Познакомиться с программой «Аутизм: комплексная диагностика» можно здесь, а с программой ранней диагностики РАС «ADOS» можно здесь.

Получить подробную консультацию вы можете в Центре речевой неврологии «ДокторНейро» по телефону +7 495 266-19-25. Мы знаем, как Вам помочь!

Читайте также: Амплипульстерапия (СМТ-терапия) для детей: кому подходит и на сколько эффективна?, Диагностика и лечение задержки психического развития (ЗПР): опыт клиники «ДокторНейро»

Записаться на приём

Если Вы хотите получить больше информации или записаться на приём, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами как можно скорее.



Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю, что согласен с политикой конфиденциальности данного сайта и даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.